Перейти к содержанию

Жанровые особенности «Слова о полку Игореве»

Выберите только ОДНУ из четырех предложенных тем сочинений
Напишите сочинение объёмом не меньше 200 слов (при объёме меньше 150 слов за сочинение выставляется 0 баллов).
Раскройте тему сочинения полно и многосторонне.
Аргументируйте свои суждения, опираясь на анализ текста(-ов) произведения(-ий). В сочинении по лирике нужно проанализировать не меньше трёх стихотворений.
Не искажайте авторской позиции, не допускайте фактических ошибок.
Используйте теоретико-литературные понятия для анализа произведения(-ий).
Продумайте композицию сочинения, избегайте логических ошибок.
Соблюдайте нормы литературной письменной речи, пишите сочинение аккуратно и разборчиво.

Жанровые особенности «Слова о полку Игореве».

Какой женский образ в романе Л. Н. Толстого «Война и мир» Вам ближе и почему? (С опорой на эпизоды романа)

Традиции русской классической литературы в творчестве А. А. Ахматовой.

Тема «праведничества» в русской литературе (на примере одного-двух произведений).


Жанровые особенности «Слова о полку Игореве».

Ваше сочинение начните с размышлений о произведении «Слово о полку Игореве». Памятник древнерусской литературы посвящён трагическим событиям истории — походу князя Игоря на половцев. Укажите, что принято относить это произведение к жанру повести, который обуславливает только сюжетную канву, но не исчерпывает содержания. Огромное эмоциональное влияние текста определяется синтезом жанров.

В основной части Вашего сочинения укажите, что в заглавии заявлено «слово», то есть произведение, принадлежащее ораторскому искусству. Предположительно произведение создавалось для устного рассказа или пения. Объясните, что под «словом» понимается, с одной стороны, жанр древнерусской литературы, к которому и относится «Слово о полку Игореве», а с другой — жанр ораторского искусства, образцом которого в тексте служит обращение Святослава к князьям. Охарактеризуйте место и роль данного эпизода, воплощающего авторскую идею о единении Руси, о восстановлении её могущества в древнерусской поэме. Далее рассмотрите другие приёмы ораторского искусства: обращения и восклицания. Заключите, что, выбрав жанр «слова», автор не только использовал средства ораторской прозы, но и дополнил их приёмами из устной народной поэзии.

Рассмотрите место плачей в произведении. Обратите внимание, что упоминаются они в тексте не менее пяти раз, это не только прямое использование жанровой формы, как в случаях с плачем Ярославны и плачем русских жён, но и обращение к такому элементу, как лирическое восклицание. Приведите примеры, прокомментируйте их. Как отмечает исследователь Д. С. Лихачёв, «автор „Слова” как бы следует мысленно за полком Игоря и мысленно его оплакивает, прерывая своё повествование близкими к плачам лирическими отступлениями». Сделайте вывод о том, чего добивается автор, используя рассматриваемый жанр.

Далее перейдите к осмыслению роли песенной славы. Упомяните, что текст «Слова» начинается славой, которую пел Боян, и заканчивается той же жанровой формой, где воспеваются князья и их дружина. Охарактеризуйте данные эпизоды. Как похвала героев похода помогает автору выразить идею о единении земель?

В заключении сделайте вывод о том, что смешение жанров, контрастных по эмоциональному восприятию, придаёт дополнительную напряжённость тексту. Взаимодействуя, художественные средства отражают смысл каждого эпизода и помогают пониманию авторского замысла в целом.

Какой женский образ в романе Л. Н. Толстого «Война и мир» Вам ближе и почему? (С опорой на эпизоды романа)

Приступая к работе над сочинением, коротко охарактеризуйте сам роман Л. Н. Толстого «Война и мир» и многообразие женских образов в нём. Сделайте акцент на роли данных образов в тексте. Далее выделите героиню, о которой пойдёт речь в Вашем сочинении. Помните, что по структуре ответ на поставленный вопрос будет представлять характеристику литературного персонажа с учётом обоснования Вашего выбора.

Начните с того, каково место героини в структуре текста. Какую роль сыграет она в разрешении главного конфликта произведения? Поразмышляйте о том, как основные идеи романа «Война и мир» связаны с выбранным персонажем.

Далее целесообразно представить героиню: дайте её портретную характеристику, расскажите историю жизни, охарактеризуйте мировоззрение. Старайтесь избегать пересказа и избыточной детализации. Важно воссоздать образ целостно.

Причины, по которым Вы выбрали персонажа, могут быть разнообразны. Однако не последнюю роль при выборе сыграли поступки героев, поэтому на данном этапе работы над сочинением целесообразно привести примеры эпизодов, в которых персонаж проявляет себя наиболее полно. Это позволит представить черты характера персонажа, которые проявляются в его поступках, взаимоотношениях с другими героями. Выбирайте показательные эпизоды, играющие главную роль для понимания образа героини. Анализируйте её поступки, а не пересказывайте сюжет фрагмента. Помните о том, что Ваша основная задача — обосновать свой выбор. Поэтому на всех этапах работы обязательно ссылайтесь на то, почему та или иная черта в образе персонажа Вам симпатична или, наоборот, вызы- вает антипатию.

В заключении необходимо выделить ключевые детали в образе выбранной Вами героини, проанализировать её поступки в тех или иных ситуациях, черты характера, мировоззрение, которые определили Ваш выбор.

Традиции русской классической литературы в творчестве А. А. Ахматовой.

Начать Ваше сочинение можно с общего обзора поэзии начала ХХ века: упомяните о периоде в русской литературе, получившем название «Серебряный век», о направлениях, каждое из которых стремилось стать новым искусством. Акцент сделайте на акмеизме, представителем которого была А. А. Ахматова. Отметьте, что, несмотря на тенденцию времени создавать нечто новое, творческую судьбу поэта определила тяга к классической традиции русской поэзии XIX века.

Переходя к рассмотрению особенностей лирики поэта, скажите о том, что в своём творчестве А. А. Ахматова раскрывает традиционные темы: любовь, поэт и поэзия, природа, история. Перейдите к осмыслению традиций в произведениях разной тематики. Так, у Ф. И. Тютчева поэт наследует понимание любви как союза душ, как рокового слияния. Приведите примеры. Понимание высокого чувства как неотъемлемой части человеческого бытия — это пушкинская традиция в творчестве Анны Ахматовой.

Ещё одной темой классической поэзии ХIХ века, нашедшей своё выражение в лирике автора, становится «Поэт и поэзия». Лирическая героиня стихотворений уподобляется лермонтовскому пророку, к которому явился пушкинский шестикрылый серафим. А. А. Ахматова осознаёт роль поэта:

Иди один и исцеляй слепых,
Чтобы узнать в тяжёлый час сомненья
Учеников злорадное глумленье
И равнодушие толпы.

Прокомментируйте фрагмент стихотворения, указав на ещё один традиционный мотив — «поэт и толпа».

Далее рассмотрите гражданскую лирику. Отметьте, что поэт «всегда с людьми, когда шумит гроза»: этот тезис — лейтмотив творчества А. А. Ахматовой. Приведите примеры стихотворных строк, в которых автор говорит о своём долге перед родной страной и её народом. Можно рассмотреть замысел поэмы «Реквием», который помогает осмыслить пафос гражданской лирики поэта.

Перейдите от традиционных тем к образам, которые наследует поэт. Прежде всего, стоит сказать об образе Петербурга, знакомом по произведениям А. С. Пушкина, Н. А. Некрасова, Н. В. Гоголя. Для них этот город — символическое воплощение всего мира, Вселенский град. Он же возникает и в творчестве А. А. Ахматовой. Петербург в её лирике также необыкновенно притягателен:

Но ни на что не променяем пышный
Гранитный город славы и беды.

Отметьте, что в стихотворениях поэта важную роль играет пейзаж: связь природы и души человека — один из любимейших мотивов классической поэзии. Рассмотрите стихотворение «Три осени». Приводите примеры из текста.

Закончите Ваши размышления мыслью о том, что творчество А. А. Ахматовой наследует русской классической традиции.

Тема «праведничества» в русской литературе (на примере одного-двух произведений).

Начните Ваше сочинение с того, что тема «праведничества» возникает в русской литературе XIX века, затем осмысливается писателями ХХ столетия. Охарактеризуйте понятие «праведник». Подумайте, почему именно этот образ становится центральным в ряде произведений.

Рассмотрите, как представлена тема «праведничества» в рассказе А. И. Солженицына «Матрёнин двор». Вспомните, что первоначально текст назывался «Не стоит село без праведника» (по русской пословице). Как первоначальное название отражает авторский замысел?

Далее коротко передайте сюжет произведения, избегайте пересказа. Отметьте, что по своей структуре рассказ напоминает житие святого. Как вы думаете почему? Охарактеризуйте основной конфликт.

Обратитесь к образу главной героини. Охарактеризуйте его. Целесообразно обращаться к отдельным эпизодам текста, которые помогают лучше понять образ Матрёны. Обратите внимание на то, что она трудолюбива, бескорыстна, безотказна, простодушна, добра, открыта, незлобива. Чем отличается Матрёна от других жителей села? Подтвердите примерами из произведения Ваши размышления. Подумайте, какую роль в раскрытии темы «праведничества» играет образ дома.

В заключении вернитесь к размышлению о символике первоначального названия. Сделайте вывод о том, что остались на русской земле праведники, без которых «не стоит ни село, ни город, ни вся земля наша».