Для выполнения задания используйте отдельный лист. Сначала сформулируйте прямой связный ответ (5–10 предложений). Аргументируйте свои суждения, опираясь на анализ текста произведения, не искажайте авторской позиции, не допускайте фактических и логических ошибок. Выполняя задание, подберите для сопоставления два произведения разных авторов (в одном из примеров допустимо обращение к произведению того автора, которому принадлежит исходный текст); укажите названия произведений и фамилии авторов и сопоставьте произведения с предложенным текстом в заданном направлении анализа. Соблюдайте нормы литературной письменной речи, записывайте ответы аккуратно и разборчиво.
Кто из русских поэтов осмыслял суть поэзии и в чём можно сопоставить творческие позиции этих авторов с позицией А. А. Ахматовой, выраженной в стихотворении «Мне ни к чему одические рати…»?
Выполняя задание на сопоставление, приведите не менее двух произведений с упоминанием авторов. Обязательно свои комментарии сопровождайте элементами цитирования.
Начните ответ с того, что над вопросом, в чём состоит суть поэзии, размышляли в своих стихотворениях А. С. Пушкин («Разговор книгопродавца с поэтом»), А. А. Фет («Одним толчком согнать ладью живую…»), В. В. Маяковский («Необычайное приключение летом на даче…»), Б. Л. Пастернак («Определение поэзии»).
Сопоставьте выбранные вами два текста с исходным произведением в заданном тематическом направлении.
Например, в стихотворении «Определение поэзии», чтобы выразить сущность искусства поэтического слова, Пастернак прибегает к перечислению явлений окружающего мира:
Это — круто налившийся свист,
Это — щёлканье сдавленных льдинок,
Это — ночь, леденящая лист,
Это — двух соловьёв поединок.
Так же, как у Ахматовой, в стихотворении Пастернака поэзию вызывают к жизни самые обычные, а иногда прозаические объекты — такие как горох или грядка.
Фетовская же концепция поэзии в стихотворении «Одним толчком согнать ладью живую…» сближается с ахматовской в том, что стихи способны преображать жизнь и человека. В первом случае поэт утверждает, что настоящее слово искусства заставляет биться бестрепетные сердца. Во втором — задорный и нежный стих несёт радость людям и самому поэту.
В заключении подведите итоги сопоставления. Обратите внимание на то, что приведённый литературный контекст позволяет увидеть сквозные в литературе проблемы, мотивы, ситуации, образы и т. п., а также общее и/или индивидуальное в их художественном осмыслении.