Для выполнения задания используйте отдельный лист. Сначала сформулируйте прямой связный ответ (5–10 предложений). Аргументируйте свои суждения, опираясь на анализ текста произведения, не искажайте авторской позиции, не допускайте фактических и логических ошибок. Выполняя задание, подберите для сопоставления два произведения разных авторов (в одном из примеров допустимо обращение к произведению того автора, которому принадлежит исходный текст); укажите названия произведений и фамилии авторов и сопоставьте произведения с предложенным текстом в заданном направлении анализа. Соблюдайте нормы литературной письменной речи, записывайте ответы аккуратно и разборчиво.
В каких произведениях отечественной поэзии философски осмысляются явления природы и в чём можно сопоставить эти произведения со стихотворением Б. Л. Пастернака «Снег идёт»?
В качестве литературных параллелей вы можете привести стихотворении А. С. Пушкина «Туча», А. А. Фета «Учись у них — у дуба, у берёзы…», Ф. И. Тютчева «Люблю грозу в начале мая…», Б. Л. Пастернака «Февраль. Достать чернил и плакать…», А. А. Ахматовой «Перед весной бывают дни такие…», Б. А. Ахмадулиной «Не писать о грозе» и т. д.
Важно при выполнении этого задания сопоставлять, то есть сравнивать в данном случае, что общего или что различного в изображении явлений природы и их философском осмыслении.
Как и в стихотворении Б. Л. Пастернака, в произведениях А. С. Пушкина «Туча» и А. А. Фета «Учись у них — у дуба, у берёзы…» философское осмысление явлений природы помогает поэтам постичь закономерности жизни. Лирический герой Пастернака, наблюдая за снегопадом, сознаёт быстротечность времени и включённость всего сущего в общий жизненный круговорот. В стихотворениях Пушкина и Фета проводится аналогия между непогодой, суровым периодом в мире природы и порядком жизни человека, в которой бурные периоды, тяжёлые испытания обязательно сменяются периодами гармонии и тишины. Подтвердите свои размышления цитатами из произведений упомянутых поэтов. Обязательно прокомментируйте эти стихотворные отрывки.
В заключении подведите итоги сопоставления. Обратите внимание на то, что приведённый литературный контекст позволяет увидеть сквозные в литературе проблемы, мотивы, ситуации, образы и т. п., а также общее и/или индивидуальное в их художественном осмыслении.