Перейти к содержанию

В каких произведениях отечественной поэзии философски осмысляются явления природы и в чём можно сопоставить эти произведения со стихотворением Б. Л. Пастернака «Снег идёт»

Для выполнения задания используйте отдельный лист. Сначала сформулируйте прямой связный ответ (5–10 предложений). Аргументируйте свои суждения, опираясь на анализ текста произведения, не искажайте авторской позиции, не допускайте фактических и логических ошибок. Выполняя задание, подберите для сопоставления два произведения разных авторов (в одном из примеров допустимо обращение к произведению того автора, которому принадлежит исходный текст); укажите названия произведений и фамилии авторов и сопоставьте произведения с предложенным текстом в заданном направлении анализа. Соблюдайте нормы литературной письменной речи, записывайте ответы аккуратно и разборчиво.

В каких произведениях отечественной поэзии философски осмысляются явления природы и в чём можно сопоставить эти произведения со стихотворением Б. Л. Пастернака «Снег идёт»?


В качестве литературных параллелей вы можете привести стихотворении А. С. Пушкина «Туча», А. А. Фета «Учись у них — у дуба, у берёзы…», Ф. И. Тютчева «Люблю грозу в начале мая…», Б. Л. Пастернака «Февраль. Достать чернил и плакать…», А. А. Ахматовой «Перед весной бывают дни такие…», Б. А. Ахмадулиной «Не писать о грозе» и т. д.

Важно при выполнении этого задания сопоставлять, то есть сравнивать в данном случае, что общего или что различного в изображении явлений природы и их философском осмыслении.

Как и в стихотворении Б. Л. Пастернака, в произведениях А. С. Пушкина «Туча» и А. А. Фета «Учись у них — у дуба, у берёзы…» философское осмысление явлений природы помогает поэтам постичь закономерности жизни. Лирический герой Пастернака, наблюдая за снегопадом, сознаёт быстротечность времени и включённость всего сущего в общий жизненный круговорот. В стихотворениях Пушкина и Фета проводится аналогия между непогодой, суровым периодом в мире природы и порядком жизни человека, в которой бурные периоды, тяжёлые испытания обязательно сменяются периодами гармонии и тишины. Подтвердите свои размышления цитатами из произведений упомянутых поэтов. Обязательно прокомментируйте эти стихотворные отрывки.

В заключении подведите итоги сопоставления. Обратите внимание на то, что приведённый литературный контекст позволяет увидеть сквозные в литературе проблемы, мотивы, ситуации, образы и т. п., а также общее и/или индивидуальное в их художественном осмыслении.