Перейти к содержанию

Раскройте смысл названия романа А. С. Пушкина «Капитанская дочка»

Выберите только ОДНУ из четырех предложенных тем сочинений
Напишите сочинение объёмом не меньше 200 слов (при объёме меньше 150 слов за сочинение выставляется 0 баллов).
Раскройте тему сочинения полно и многосторонне.
Аргументируйте свои суждения, опираясь на анализ текста(-ов) произведения(-ий). В сочинении по лирике нужно проанализировать не меньше трёх стихотворений.
Не искажайте авторской позиции, не допускайте фактических ошибок.
Используйте теоретико-литературные понятия для анализа произведения(-ий).
Продумайте композицию сочинения, избегайте логических ошибок.
Соблюдайте нормы литературной письменной речи, пишите сочинение аккуратно и разборчиво.

Раскройте смысл названия романа А. С. Пушкина «Капитанская дочка».

Согласны ли вы с мнением П. Е. Фокина, что «история Раскольникова — это история интеллекта, заблудившегося во мраке безверия»?

Почему В. В. Маяковский считал свою поэму «Облако в штанах» «катехизисом современного искусства»?

Сатирическое изображение поместного дворянства в русской литературе. (На примере одного-двух произведений)


Раскройте смысл названия романа А. С. Пушкина «Капитанская дочка».

Создавая сочинение на предложенную тему, используйте понятийный аппарат литературоведения. Отметьте, что название является важнейшим компонентом произведения, с которого начинается знакомство читателя с текстом. В данном случае оно несёт важную информацию о главной героине, в определённой мере выражает авторскую позицию, психологически готовя нас к восприятию текста.

Рассмотрите обе части названия, поразмышляйте над тем, почему произведение не названо именем героини. Почему в заглавие вынесен сквозной персонаж? Обратите внимание на то, что речь идёт о дочери своего отца — значит, автор говорит скорее не о конкретной личности, а о её характерных особенностях. Капитанская дочка унаследовала от отца лучшие черты его характера.

Охарактеризуйте образ Маши Мироновой, любовь к которой Петра Гринёва во многом определяет его поведение во время восстания под предводительством Пугачёва, а значит, и весь ход действия романа. Подчеркните, что «капитанская дочка» похожа на сказочную красну девицу, которую нужно вырвать из рук злодея — Швабрина. Ей свойственны смирение, самоотверженность, нравственная чистота и в то же время сила характера. Дочь капитана Миронова, ставшая в одночасье сиротой во время захвата пугачёвцами Белогорской крепости, борется за свою любовь, находя возможность сообщить Гринёву о своём бедственном положении. Расскажите, как готовность девушки спасти любимого приводит её к самой императрице. Она защищает Гринёва от обвинений в пособничестве бунтовщикам. Тихая и робкая Маша становится настоящей дочкой своего отца.

Подводя итог, укажите, что название пушкинского произведения, вводя читателя в художественный мир романа, выделяет героиню, позволяя акцентировать внимание на важнейших нравственных проблемах долга и совести.

Согласны ли вы с мнением П. Е. Фокина, что «история Раскольникова — это история интеллекта, заблудившегося во мраке безверия»?

Начните своё рассуждение с характеристики романа в целом и его главного героя Родиона Раскольникова. Имена героев Ф. М. Достоевского зачастую несут важный символический смысл.

Метафора фамилии символизирует двойственность души героя, в которой сталкиваются Бог и Дьявол, совесть и честь, тщеславное желание быть избранным, а не «тварью дрожащей».

Расколотый мир героя таит в себе две бездны. Одна ипостась его души — добрая, благородная, любящая — готова всё отдать «за други своя». Он помогает Мармеладовым, девочке на бульваре, содержит на свои деньги друга-студента, спасает детей на пожаре. Другая ипостась личности — горделивая, расчётливая, честолюбивая — совершает бесчеловечные поступки.

Борьбу за душу Раскольникова автор доверяет выразительнице позиции писателя Соне. Её оружие — доброта, терпение, покаяние на миру. Подвижнически она сопровождает Родиона на пути к исцелению в мёртвом доме — на каторге. Прежде девушка читает ему евангельскую притчу о воскресении Лазаря, а в финале мы обнаруживаем Священное Писание под подушкой у главного героя. Читатель может быть уверен, что Родион встал на путь очищения, хотя богопротивная теория ещё имеет над ним власть.

Стоит также обратиться к фрагменту, где автор описывает последний сон героя. Прокомментируйте его. Именно сон знаменует собой развенчание теории Раскольникова. Родион осознаёт, что миру не хватает людей, способных очистить его от зла и эгоизма. Ф. М. Достоевский показывает, как его герой очищается от «трихинов» своей души.

«Расколотость» Родиона хорошо иллюстрируют слова Дмитрия из «Братьев Карамазовых»: «Идеал Мадонны и идеал Содомский борются, а поле битвы — сердца людей». Как только Раскольников преодолевает раскол своей души и обретает Бога, его теория отпускает его.

Почему В. В. Маяковский считал свою поэму «Облако в штанах» «катехизисом современного искусства»?

Начните свои размышления о роли и месте поэмы «Облако в штанах» в творческом наследии В. В. Маяковского. Стоит отметить время написания поэмы и упомянуть об эстетических воззрениях поэта, в частности о его взглядах на искусство.

Далее рассмотрите структуру поэмы, коротко обозначив её тематическое направление в целом. Обратите особое внимание на то, что одна из четырёх частей представляет собой крик «Долой ваше искусство!».

В ней поэт вступает в полемику с представителями «искусства ради искусства» (например, с И. Северяниным), формируя концепцию творчества как оружия в борьбе за новую жизнь. Таким образом, В. В. Маяковский выражает свою позицию, что подтверждают строки из поэмы:

Славьте меня!
Я великим не чета.
Я над всем, что сделано,
Ставлю «nihil».

Поэт выражает свой взгляд на творчество, провозглашая себя победителем в споре с представителями старого искусства, которые «выпячивают, рифмами пиликая, из любви и соловьёв какое-то варево». Назначение поэта — быть бунтарём, глашатаем улиц. Поэтическое «я» соединяется с голосом толпы и превращается в «мы». Лирический герой ставит себя в один ряд со студентами, проститутками, подрядчиками, творит новое искусство.

В заключении сделайте вывод о том, что катехизис является кратким изложением христианского вероучения в форме вопросов и ответов, и, подобно этому, поэма «Облако в штанах» в вопросно-ответной форме представляет взгляд поэта на современное искусство, тем самым провозглашая его основные постулаты.

Сатирическое изображение поместного дворянства в русской литературе. (На примере одного-двух произведений)

Начните своё сочинение с мысли о том, что русской классической литературе присуща сатира на различные группы общества. Сатирическим пафосом проникнуты произведения, высмеивающие быт обывателей, чиновников, разночинцев. Не исключением в этом ряду становятся дворяне — сословие, неоднократно становившееся предметом насмешек.

Пьеса Дениса Ивановича Фонвизина «Недоросль» — первая русская социально-политическая комедия, в которой автор изображает пороки современного ему общества: хозяева, господствующие не по праву, дворяне, не достойные быть дворянами, «случайные» государственные мужи, самозваные учителя.

Рассмотрите центральные образы пьесы: поместные дворяне Простаковы-Скотинины. Обратите внимание на говорящие фамилии как одно из средств комического. Далее рассмотрите героев пьесы, обращая внимания на тот порок, который Д. И. Фонвизин хочет высветить благодаря своей блестящей сатире.

Госпожа Простакова — центральный персонаж пьесы. Это образ столбовой дворянки-самодурши. Она управляет хозяйством, бьёт мужа, держит в ужасе дворовых, неволит сына Митрофана. Её власть абсолютна, подобно власти царицы. Главные её черты — корысть, недалёкость и извращённое чадолюбие. Основным средством создания образа Простаковой становится речевая характеристика. Язык Простаковой меняется в зависимости от того, с кем она говорит, и от ситуации. Со слугами она обращается как с собаками, к Митрофану — с нежностью, перед вышестоящими заискивает. Когда вымаливает себе прощение, её язык близок к народной речи.

Господин Простаков ничего не может противопоставить своей жене. Он безволен, полностью подчинён супруге, боится её. Образ совершенно невзрачный, скорее вызывающий жалость и сочувствие.

Подробно рассмотрите образ Митрофанушки. Вспомните, что слово «недоросль» до пьесы Д. И. Фонвизина не носило негативной коннотации. После выхода пьесы оно стало нарицательным. Недоросль Митрофанушка в трёх смыслах: духовном, физическом и гражданском. Бездельник, залюбленный матерью, невежа и грубиян. Автор объясняет такое поведение героя избыточной любовью со стороны матери и дурным воспитанием дворянских детей XVIII века.

Рассмотрите также образ Скотинина, не лишённый черт «русского дворянина», которыми своих героев потом наделят и А. С. Пушкин, и Н. В. Гоголь. Вспомните его увлечение свиньями. Поразмышляйте о том, что человек для Скотинина ничего не стоит по сравнению с животным. Схожие черты позже мы увидим в образе того же Ноздрёва из «Мёртвых душ». Рассматривая образы главных героев, не забывайте приводить примеры.

В заключении сделайте вывод о том, каким предстаёт дворянское сословие в пьесе Д. И. Фонвизина «Недоросль».