Перейти к содержанию

Как в поэме М. Ю. Лермонтова «Песня про … купца Калашникова» утверждается ценность человеческой личности

Выберите только ОДНУ из четырех предложенных тем сочинений
Напишите сочинение объёмом не меньше 200 слов (при объёме меньше 150 слов за сочинение выставляется 0 баллов).
Раскройте тему сочинения полно и многосторонне.
Аргументируйте свои суждения, опираясь на анализ текста(-ов) произведения(-ий). В сочинении по лирике нужно проанализировать не меньше трёх стихотворений.
Не искажайте авторской позиции, не допускайте фактических ошибок.
Используйте теоретико-литературные понятия для анализа произведения(-ий).
Продумайте композицию сочинения, избегайте логических ошибок.
Соблюдайте нормы литературной письменной речи, пишите сочинение аккуратно и разборчиво.

Как в поэме М. Ю. Лермонтова «Песня про … купца Калашникова» утверждается ценность человеческой личности?

Каковы место и роль образа Кулигина в драме А. Н. Островского «Гроза»? (С опорой на эпизоды пьесы.)

Как в поэме А. А. Ахматовой «Реквием» развивается мотив «окаменения»?

Человек и природа в русской поэзии (на примере трёх лирических произведений одного из поэтов).


Как в поэме М. Ю. Лермонтова «Песня про … купца Калашникова» утверждается ценность человеческой личности?

Приступая к сочинению, помните, что оно должно содержать ответ на вопрос, который важно обосновать примерами из текста и комментарием к ним.

Начните сочинение с того, что в «Песне про… купца Калашникова» поставлена проблема чести и долга. В поэме две основные линии. Одна из них связана с темой царя и царского окружения, с образом опричника Кирибеевича. Вторая тема связана с купцом Калашниковым.

Прежде всего обратите внимание на то, что М. Ю. Лермонтов изображает эпоху царя Ивана Грозного. Это время торжества деспотизма и государственной вседозволенности. И поэт обращается к истории царствования Ивана IV неслучайно. Он создаёт такую жизненно правдоподобную ситуацию, которая требует от главного героя свершения подвига во имя чести и долга. Таким образом автор усиливает весомость протеста Калашникова.

Здесь важно помнить, что опричники были наделены неограниченными правами и находились под защитой царя, и потому они сознавали свою абсолютную безнаказанность. Степан Парамонович вступает в открытое противостояние с государством, поскольку на кону стоит вопрос о его человеческой чести и достоинстве.

Для героев Лермонтова важна принадлежность к семейному роду, которую сами персонажи ощущают как основную составляющую своей личности. Степан Парамонович, его братья и жена Алёна Дмитриевна воспринимают оскорбление, нанесённое Кирибеевичем, как оскорбление своего рода, имени Калашниковых. Лермонтов подчёркивает: сила Калашникова в его твёрдой уверенности, что он прав. Он готов защищать честное имя, потому что каждый человек ответственен за свои поступки не только перед собой, но и перед своими предками и потомками.

Автор подчёркивает в своём герое высокую нравственность, чем также утверждает ценность человеческой личности. В этой связи принципиально важно, что купец Калашников отстаивает свои честь и достоинство, защищает своё имя в открытом бою, в личном поединке.

Ценность человеческой личности поэт утверждает и с помощью композиционных приёмов. Последовательность и принципиальность героя противопоставлены своеволию царя, который легко нарушает слово, данное перед народом. И если царь и опричник Кирибеевич живут и действуют по своим законам, то Калашников — по нравственным законам народа, согласно которым честь всегда дороже жизни.

Проанализируйте кульминационный эпизод — кулачный бой. Прокомментируйте поведение героев. Покажите, что исход битвы решило моральное превосходство Калашникова, потому что на его стороне правда.

В заключительной части сочинения подведите итоги и резюмируйте всё вышесказанное. Согласно М. Ю. Лермонтову, ценность человеческой личности, её чести и достоинства равна самой жизни. Помните: вывод обязательно должен быть связан с центральным вопросом-темой.

Каковы место и роль образа Кулигина в драме А. Н. Островского «Гроза»? (С опорой на эпизоды пьесы.)

Приступая к сочинению, помните, что оно должно содержать ответ на вопрос, который важно обосновать примерами из текста и комментарием к ним.

Рассуждая о Кулигине, рассмотрите, каково его место в системе персонажей, к кому из героев он близок по своему мироощущению; также прокомментируйте, какую роль он играет в раскрытии основного конфликта пьесы.

Кулигин — простой мещанин, механик-самоучка и мечтатель. Подумайте, с какой целью автор вводит образ Кулигина уже в самом начале пьесы. Именно в первом явлении драмы Островский раскрывает в герое умение чувствовать красоту, поэтичность его натуры. Глядя на Волгу, герой с упоением восклицает: «Вид необыкновенный! Красота!». Из его монолога становится ясно, что он наслаждается красотой великой реки уже пятьдесят лет. Обратите внимание, что Кудряш называет Кулигина антиком, то есть редкостным, необыкновенным человеком. Островский противопоставляет механика-самоучку всем остальным обитателям города Калинова, которые прелесть волжского пейзажа просто не замечают.

Проследите, как развивается это противопоставление. Например, Кулигин хорошо чувствует поэзию, он видит большой потенциал в народе. Необычна его мечта: герой надеется изобрести перпетуум-мобиле. Подумайте, как характеризует механика эта мечта.

Обратите внимание, что по своему мироощущению герой близок Катерине.

Ещё одним герой отличается от калиновцев и даже от Катерины — это восприятием грозы. Напрасно он пытается растолковать «тёмным» калиновцам и «благодать» грозы, и прелесть северного сияния, и красоту движущихся комет. Исходя из характеристики героя, можно понять, что Кулигин противостоит «тёмному царству».

В конфликте он не занимает активной позиции, он не бросает, как Катерина, вызов домостроевским порядкам. Но Островскому важно показать, что героиня не одинока. Обратите внимание, что в некоторых эпизодах Кулигин выполняет роль героя-резонёра (выражает авторскую позицию). Показательны в этом смысле его два монолога о нравах города Калинова. Прокомментируйте, какую оценку герой даёт калиновцам и заведённым ими порядкам.

Особенно ярко его функция резонёра проявляется в финале пьесы, когда Кулигин выносит на руках мёртвую Катерину и кладёт её на землю: «Вот ваша Катерина. Делайте с ней, что хотите! Тело её здесь, возьмите его; а душа теперь не ваша; она теперь перед судиёй, который милосерднее вас!»

В образе Кулигина Островский воплощает героя-созидателя, который выступает за просветительский путь переустройства жизни и пытается воздействовать на самодуров силой убеждения.

В заключительной части сочинения подведите итоги и резюмируйте всё вышесказанное. Помните: вывод обязательно должен быть связан с центральным вопросом-темой.

Как в поэме А. А. Ахматовой «Реквием» развивается мотив «окаменения»?

Приступая к сочинению, помните, что оно должно содержать ответ на вопрос, который важно обосновать примерами из текста и комментарием к ним.

Вспомните, что под мотивом понимается простейшая единица сюжетного развития. Мотив — это повторяющийся комплекс чувств и идей автора, который усиливает звучание основных тем.

Чтобы глубоко раскрыть особенности развития мотива «окаменения», необходимо помнить, что поэма о годах «большого террора», о личной трагедии Ахматовой и её сына, а также трагедии всех жертв сталинских репрессий.

Начните своё рассуждение с утверждения, что мотив «окаменения» помогает автору усилить тему страдания, плача матери по сыну и тему памяти, этот мотив объединяет их.

Впервые мотив «окаменения» появляется в части под названием «Приговор»:

И упало каменное слово
На мою ещё живую грудь.
Ничего, ведь я была готова,
Справлюсь с этим как-нибудь.

Автор ведёт речь о страдании, лишающем жизни, повергающем в состояние бесчувствия. Неслучайно слову «каменный» в этом контексте противопоставляется слово «живой». Также мотив «окаменения» связан с идеей памяти. Понимая, насколько мучительным может быть груз памяти, героиня призывает на помощь забвение: «Надо, чтоб душа окаменела». Героиня, как и сын, является воплощением «окаменелого страданья». Мотив «окаменения» продолжает развитие в кульминационной главе «Распятие»:

Магдалина билась и рыдала,
Ученик любимый каменел.
А туда, где молча Мать стояла,
Так никто взглянуть и не посмел.

Прокомментируйте, как мотив «окаменения» оттеняет тему страдания. Ахматова рисует состояние героев, присутствующих на казни. Каждый из глаголов обозначает разные состояния действующих лиц, охваченных горем. Обратите внимание, что автор словно выстраивает градацию. Эмоциональный накал, общее напряжение и страдания передают глаголы «билась» и «рыдала». Это горе Магдалина выражает внешне. Но за активным страданием следует постепенный охват состоянием невыразимого горя, выраженном в строке «Ученик любимый каменел», а за ним — уже полная неподвижность окаменевшей матери: «молча… стояла», то есть окаменев.

Мотив «окаменения» в поэме развивается: «Реквием» завершается образом памятника, неотделимым от лирической героини. Сама Ахматова — воплощение «окаменелого страданья» — как бы превращается в памятник страданию своих современниц.

Завершает своё развитие мотив «окаменения» в «Эпилоге». В этой части буквально материализуется метафора «окаменелое страданье» в образе памятника. Это памятник страданию героини, страданию её современниц, а также памятник поэту, который эти страдания увековечил.

В заключительной части сочинения подведите итоги и резюмируйте всё вышесказанное. Помните: вывод обязательно должен быть связан с центральным вопросом-темой.

Человек и природа в русской поэзии (на примере трёх лирических произведений одного из поэтов).

Тема человека и природы занимает значительное место в лирике XIX и ХХ, а теперь уже и XXI века. Русские поэты любят природу, восхищаются её красотой, мудрым равновесием. Индивидуальное сознание человека, его душевная жизнь часто русскими поэтами осмысляется через взаимоотношения с природой. Вариации на эту тему можно встретить в творчестве А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Ф. И. Тютчева, А. А. Фета, С. А. Есенина, Б. Л. Пастернака, Н. М. Рубцова и др. Определитесь, стихотворения какого поэта Вы будете рассматривать.

Например, природа в поэзии Б. Л. Пастернака предстаёт не бессмысленной стихией, а основой жизни, носительницей её сути. Она всегда одухотворена и олицетворена и становится действующим лицом наравне с человеком. Человек выражает действия и поступки природы словами, то есть поэт лишь соучастник жизни, стихи сочиняются природой, а поэт доказывает их подлинность. В стихотворении «Февраль. Достать чернил и плакать!» лирический герой под воздействием обновляющегося, пробуждающегося к жизни мира обретает способность «слагать стихи навзрыд». Поэт бросается навстречу природе, её стихиям, стремится «перенестись туда, где ливень/ещё шумней чернил и слёз».

В стихотворении «Сосны» поэт развивает мысль, что человек и природа слиты воедино. Природа для человека — это не чуждое ему пространство. Он чувствует себя здесь своим, поэтому всё, что происходит в природе, рождает в душе человека отклик и вызывает ассоциации.

Идея единства человека и природы лежит в основе лирического повествования стихотворения «Июль». Комментируя это стихотворение, обратите внимание, что в характеристике летнего месяца соединяются приметы природы и обычной человеческой жизни.

В заключительной части сочинения подведите итоги и резюмируйте всё вышесказанное. Помните: вывод обязательно должен быть связан с центральным вопросом-темой.