Выберите только ОДНУ из четырех предложенных тем сочинений
Напишите сочинение объёмом не меньше 200 слов (при объёме меньше 150 слов за сочинение выставляется 0 баллов).
Раскройте тему сочинения полно и многосторонне.
Аргументируйте свои суждения, опираясь на анализ текста(-ов) произведения(-ий). В сочинении по лирике нужно проанализировать не меньше трёх стихотворений.
Не искажайте авторской позиции, не допускайте фактических ошибок.
Используйте теоретико-литературные понятия для анализа произведения(-ий).
Продумайте композицию сочинения, избегайте логических ошибок.
Соблюдайте нормы литературной письменной речи, пишите сочинение аккуратно и разборчиво.
«Светлана» В. А. Жуковского как романтическая баллада.
Место и роль образа Захара в романе И. А. Гончарова «Обломов». (С опорой на анализ произведения)
В чём заключается драматизм судьбы лирической героини М. И. Цветаевой?
Философские мотивы в лирике И. А. Бродского.
«Светлана» В. А. Жуковского как романтическая баллада.
Приступая к написанию сочинения, выделите ключевое понятие в вопросе. В данном случае необходимо сосредоточиться на понятии «романтическая». Отвечая на поставленный вопрос, важно выявить признаки романтизма в знаменитом произведении В. А. Жуковского, позволяющие называть «Светлану» романтической балладой.
В центре внимания автора красавица, тоскующая по возлюбленному. Рассмотрите образ Светланы с точки зрения черт романтической героини. Обратите внимание на то, что описываемое событие происходит в праздничные дни (один из крещенских вечеров), но девушка не принимает участия в общем веселье, она находится в стороне «от весёлых подруг». В отличие от них, она печальна и одинока, что характерно для романтизма. Романтические тенденции прослеживаются ещё и в том, что мир без возлюбленного для неё не совершенен и она обращается к потусторонним силам (гадает), чтобы увидеть своего суженого.
Далее переходите к важнейшей черте романтизма — двоемирию. В романтическом произведении мир сложно устроен: есть мир «Здесь» (земной мир, характеризующийся для героя или героини отсутствием гармонии, счастья, радости) и мир «Там» (иной, другой мир, в котором можно обрести счастье и гармонию).
Покажите, как в произведении Жуковского реализуется принцип двоемирия, придающий балладе романтический характер.
В заключительной части сочинения подведите итоги и резюмируйте всё сказанное. Помните: вывод обязательно должен быть связан с центральным вопросом-темой.
Место и роль образа Захара в романе И. А. Гончарова «Обломов». (С опорой на анализ произведения)
Приступая к ответу на вопрос, обратите внимание на то, что следует вести речь о конкретном герое в системе персонажей романа И. А. Гончарова «Обломов». Сам по себе персонаж не существует в тексте безотносительно чего-либо: он занимает отведённое ему автором место в структуре произведения и выполняет в ней определённую функцию.
Прежде всего необходимо отметить, что Захар играет в романе важную идейно-композиционную роль. Образ слуги усиливает, оттеняет некоторые черты в главном герое. Подчеркните, что в системе персонажей образы господина и слуги центральные и взаимосвязаны друг с другом. Захара можно назвать зеркальным отражением Ильи Ильича, поскольку между героями существует глубинное сходство: Захар воплощает одну из худших черт хозяина — барство, праздность. Покажите это с помощью примеров из текста и прокомментируйте произведение.
Неразрывную связь между героями отмечал ещё Н. А. Добролюбов, комментируя образ Обломова: «Он раб своего крепостного Захара, и трудно решить, который из них более подчиняется власти другого».
Образ Захара важен для Гончарова, поскольку, наряду с главным героем, он позволяет раскрыть центральный вопрос романа — суть явления «обломовщина». Автор показывает, что «обломовщина» как особенность мировоззрения, отношения к жизни, порождённая особой социокультурной ситуацией — крепостным правом, характерна не только для представителей господского класса, но и для крепостных.
Подобно Илье Ильичу Обломову, Захар сформировался как личность в уголке, где «всё тихо и сонно», где жизнь течёт размеренно, где все уверены, «что и все другие живут точно так же и что иначе — грех». Захар — крепостной Обломовых. В молодости служил лакеем в барском доме в Обломовке, потом был произведён в дядьки к Илье Ильичу, позднее, в Петербурге, стал его камердинером. Однако смена в служебном положении Захара создаёт только видимость деятельности.
Обратите внимание на то, что сформированную «обломовщиной» неприспособленность к жизни Гончаров подчёркивает в своём персонаже несколько гиперболизированной неловкостью. Всё из его рук падает, всё ломается: «Иная вещь… стоит года три, четыре на месте — ничего; чуть он возьмёт её, смотришь — сломалась». Его неловкость становится отражением неприспособленности к жизни, которая присуща Илье Ильичу.
С помощью образа Захара Гончаров усиливает изображение беспомощности, характерной для Обломова. В романе говорится о том, что без Захара Илья Ильич «не умел ни встать, ни лечь спать, ни быть причёсанным и обутым, ни отобедать». Захар же «не умел представить себе другого барина, кроме Ильи Ильича, другого существования, как одевать, кормить его, грубить ему, лукавить, лгать и в то же время внутренне благоговеть перед ним».
После смерти Обломова завершается и судьба Захара. Он не может жить в иных домах, не может служить в других местах. Автор показывает, как крепостнические порядки духовно опустошают человека, лишают его цели в жизни. В судьбе Захара «обломовщина» также определила драму. В заключении подведите итоги всего сказанного. Помните, что вывод должен соотноситься с главным вопросом задания.
В чём заключается драматизм судьбы лирической героини М. И. Цветаевой?
Приступая к сочинению по лирике, помните, что вам необходимо проанализировать не менее трёх произведений.
Драматические нотки, связанные с переживаниями лирической героини, звучат во многих стихотворениях М. И. Цветаевой. Это произведения, в которых поэт осмысляет своё место в русской поэзии, свои взаимоотношения с читателем, произведения о любви к мужчине и о любви к Родине.
Драматизм порождается, прежде всего, противостоянием лирической героини толпе. Её стихи отвергнуты, она не понята и потому одинока. Цветаева утверждает право творца на свою собственную позицию и свой собственный мир. Стихотворение «Моим стихам, написанным так рано…» относится к ранней лирике М. Цветаевой. В нём поднимается тема поэта и поэзии. Лирическая героиня описывает процесс своего творческого становления. Спонтанность и свежесть первых произведений сравнивается с брызгами фонтана, искрами из ракет, драгоценными винами. Но вместе с чувством восторга лирическая героиня предчувствует трагедию одиночества и непризнанности. И всё-таки Цветаева верит:
Моим стихам, как драгоценным винам,
Настанет свой черёд.
Драматичная ситуация «одна против всех» легла в основу знаменитого стихотворения «Кто создан из камня…». Лирическая героиня дерзко противопоставляет себя миру. Несмотря на почти торжественный пафос произведения, можно уловить горечь одиночества героини. Она не такая, как этот мир, её сущность иная, и в этом залог её вечного одиночества. Лирическая героиня обречена на непонимание, и потому всегда будет «дробиться» о «гранитные колена» толпы.
В стихах эмигрантского периода драматичность мироощущения лирической героини Цветаевой усугубляется потерей родины. Стихотворение «Тоска по Родине! Давно…», по сути, представляет собой исповедь человека, который отчаянно пытается не замечать, среди кого и где он находится, в каком времени он вынужден жить. Драма героини передаётся длинным перечислительным рядом отрицания и ломаным строем стихов (намеренный разрыв фраз), передающих душевный надрыв. Разрушающий речевую логику перенос слов с одной строки на другую формирует паузу, что позволяет поэту передать волнение и прерывистость монолога, как будто от нехватки воздуха. Но вся логика отрицания неожиданно обрывается признанием в финале:
Но если по дороге — куст
Встаёт, особенно — рябина…
Финальный образ напоминает о горячо любимой России, и все попытки уверить себя, что тоски по родине нет, разрушаются. Если случайно попадётся что-либо, напоминающее Россию, вернутся любовь, тоска и ощущение близости родины.
В заключительной части сочинения подведите итоги и резюмируйте всё сказанное. Помните: вывод обязательно должен быть связан с центральным вопросом-темой.
Философские мотивы в лирике И. А. Бродского.
Начните своё сочинение с того, что философская проблематика в лирике И. Бродского широкая. Она определяется мотивами жизни и смерти, мотивом веры, мотивом присутствия Бога в мире людей. Философское звучание приобретает и мотив любви.
Значительное место в лирике И. Бродского занимают философские мотивы, связанные с Рождеством. Этому празднику посвящено двадцать одно стихотворение. Первое рождественское стихотворение — это «Рождественский романс», написанный в 1961 году. Основным в этом произведении становится состояние всепоглощающей необъяснимой тоски:
Плывёт в тоске необъяснимой
среди кирпичного надсада
ночной кораблик негасимый
из Александровского сада…
Эта необъяснимая тоска и печаль пронизывают всё и вся, пропитывают всё мироздание. Само Рождество в тексте никак не упоминается. Поэт перечисляет объекты прозаического характера, которые никак не сопрягаются с атмосферой праздника: «Плывёт в тоске необъяснимой//пчелиный хор сомнамбул пьяниц», «Плывёт в тоске необъяснимой//певец печальный по столице», «Полночный поезд новобрачный//плывёт в тоске необъяснимой», «стоит у лавки керосинной//печальный дворник круглолицый» и т. д. Весь перечислительный ряд образов показывает, что это мир, в котором нет благодати и нет Бога. Всё и все погружены в печаль наперекор жизнеутверждающему празднику. И эта печаль свидетельствует о пока ещё безотчётной жажде обретения Бога и смысла.
В стихотворении «Пилигримы» звучит сразу несколько философских мотивов, которые тесно друг с другом переплетаются. Прежде всего, это мотив странствий, сопрягающийся с мотивом бесконечности, цикличности жизни.
Последние строки стихотворения «И быть над землёй закатам,/и быть над землёй рассветам» композиционно и образно перекликаются со строками из первой части «Глаза их полны заката./Сердца их полны рассвета». Этот приём и порождает мысль о том, что мир цикличен, а значит, жизнь продолжается: одни будут умирать («И быть над землёй закатам»), другие рождаться («и быть над землёй рассветам»). Так, в произведении начинает звучать мотив преемственности поколений и мотив бесконечности мира. Философские мотивы звучат и в произведениях И. Бродского о любви. Так, например, в стихотворении «Пророчество» ведущим становится мотив воображаемой любви. Реальный мир не принимает чувства и счастья лирического героя. Поэтому он вынужден отгородиться «высокой дамбой» от общества. Мир героя и его возлюбленной ограничен небольшим кругом света, отбрасываемом лампой. То, что находится за его пределами, пугает и настораживает. Однако любовь героя придумана. Она является плодом воображения, мечтой, и возлюбленная нереальна. Мотив времени позволяет поэту раскрыть силу, с которой лирический герой стремится любить и быть любимым. «Я буду стар, а ты — ты молода», — пишет Бродский. Время не разрушит образ, который создали человеческие ум и сердце. В стихотворении «Пророчество» создаётся картина отчаянной личной утопии.
В заключительной части сочинения подведите итоги и резюмируйте всё сказанное. Помните: вывод обязательно должен быть связан с центральным вопросом-темой.