Для выполнения задания используйте отдельный лист. Сначала сформулируйте прямой связный ответ (5–10 предложений). Аргументируйте свои суждения, опираясь на анализ текста произведения, не искажайте авторской позиции, не допускайте фактических и логических ошибок. Выполняя задание, подберите для сопоставления два произведения разных авторов (в одном из примеров допустимо обращение к произведению того автора, которому принадлежит исходный текст); укажите названия произведений и фамилии авторов и сопоставьте произведения с предложенным текстом в заданном направлении анализа. Соблюдайте нормы литературной письменной речи, записывайте ответы аккуратно и разборчиво.
В каких произведениях отечественной литературы раскрывается проблема несвободы личности и в чём этих героев можно сопоставить с Катериной А. Н. Островского?
Отвечая на поставленный вопрос, приведите не менее двух примеров. В качестве литературного контекста можно привлечь следующие произведения: М. Ю. Лермонтов «Мцыри», М. А. Шолохов «Судьба человека» и др.
Сопоставьте героя произведения Лермонтова в его переживании своей несвободы с Катериной. При сопоставлении вы можете выявить как сходства, так и отличия.
Молодой монах, как и героиня пьесы «Гроза», находится в чуждом для него мире, в котором его никто не понимает. Для обоих героев характерно острое ощущение своей неволи. Мцыри воспринимает монастырь как тюрьму, так же как и Катерина, которая считает, что в доме Кабановых всё делается «из-под неволи». Героев объединяет и готовность отдать жизнь за возможность быть свободным человеком, делать свой собственный выбор и т. п.
Сопоставьте ситуацию несвободы, показанную в пьесе «Гроза», с тем, как она раскрывается в повести М. А. Шолохова «Судьба человека». Обратите внимание на то, что Андрей Соколов попадает в плен, его несвобода выражена физически. Но это лишь деталь. Он также готов заплатить своею жизнью за свободу. И в эпизоде нравственного поединка с Мюллером Соколов ведёт себя как внутренне свободный человек. Это же качество свойственно героине А. Н. Островского.
В заключении подведите итоги сопоставления. Обратите внимание на то, что приведённый литературный контекст позволяет увидеть сквозные в литературе проблемы, мотивы, ситуации, образы и т. п., а также общее и/или индивидуальное в их художественном осмыслении.