Перейти к содержанию

Каковы особенности русских романтических баллад

Выберите только ОДНУ из четырех предложенных тем сочинений
Напишите сочинение объёмом не меньше 200 слов (при объёме меньше 150 слов за сочинение выставляется 0 баллов).
Раскройте тему сочинения полно и многосторонне.
Аргументируйте свои суждения, опираясь на анализ текста(-ов) произведения(-ий). В сочинении по лирике нужно проанализировать не меньше трёх стихотворений.
Не искажайте авторской позиции, не допускайте фактических ошибок.
Используйте теоретико-литературные понятия для анализа произведения(-ий).
Продумайте композицию сочинения, избегайте логических ошибок.
Соблюдайте нормы литературной письменной речи, пишите сочинение аккуратно и разборчиво.

Каковы особенности русских романтических баллад? (На примере баллад В. А. Жуковского)

Какова роль образа Лужина в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»? (С опорой на эпизоды произведения)

Какие смыслы заключены в заглавии рассказа М. А. Шолохова «Судьба человека»?

«Деревенская» тема в прозе ХХ века. (На примере одного-двух произведений)


Каковы особенности русских романтических баллад? (На примере баллад В. А. Жуковского)

Начните своё сочинение с размышления о том, что жанр баллады появился в русской литературе до В. А. Жуковского, но поэт придал ему особенное поэтическое звучание. Отличительной чертой баллад В. А. Жуковского стало то, что в них соединились балладность и романтизм. Расскажите о том, что представляет собой баллада как жанр.

Далее обратитесь к творчеству В. А. Жуковского. Вспомните, что он написал тридцать девять баллад, только пять из них оригинальные. Вспомните биографию поэта, чтобы раскрыть причины его обращения к данному жанру. Например, можно упомянуть, что В. А. Жуковский осознавал проблемы государства и личности, и это побудило его обратиться к лироэпическому жанру — баллада.

Особенности баллад лучше всего рассматривать на материале произведений «Людмила» и «Светлана». Вспомните сюжет баллад. Старайтесь не сбиваться в пересказ. Баллада «Светлана» по сюжету близка «Людмиле», но и глубоко отлична. Давая характеристику произведениям, обращайте внимание на их сходства и отличия. Не забудьте написать, что баллады В. А. Жуковского являются свободным переложением немецких баллад, они далеко уходят от оригинала благодаря тому, что автор вносит в них национальный русский колорит (речь идёт о балладе «Светлана»). Следует сказать, что баллада «Светлана» оригинальна.

Далее рассмотрите основные особенности названных баллад В. А. Жуковского и приведите примеры. Скажите, прежде всего, о былинности содержания и сказочном сюжете. Потом рассмотрите образы страшного и ужасного в тексте, увязанного с темой смерти. Наконец, обратите внимание на речь и обороты речи, приближенные к разговорной.

Сделайте вывод о том, что особенностью романтических баллад В. А. Жуковского является их национальное своеобразие, то, как автору удалось адаптировать, казалось бы, чуждый русской литературе жанр. В заключении можете сказать о том, что своё развитие жанр баллады в русской литературе получит в творчестве А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, А. К. Толстого.

Какова роль образа Лужина в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»? (С опорой на эпизоды произведения)

Начните сочинение с краткой характеристики романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» в целом. Помните, что необходимо сделать акцент на основной авторской идее и способах её раскрытия. На протяжении всего текста автор развенчивает теорию героя, проверяя её различными способами. Показывая заблуждения Раскольникова, Ф. М. Достоевский вводит в произведение двойников героя, роль которых заключается в том, чтобы наглядно продемонстрировать, что жизненные принципы теории «о право имеющих» — это постулаты мировоззрения «палачей» и «наполеонов». Не забудьте раскрыть понятие «двойничество», вспомните, что его ввёл М. М. Бахтин.

Далее перейдите к рассмотрению образа Лужина. Пётр Петрович — преуспевающий делец новой формации. Основная функция героя в тексте — двойник Раскольникова. Связан Лужин с главным героем через сестру Родиона: он выбрал Дуню себе в жёны по расчёту.

Важную роль в ваших рассуждениях сыграет анализ эпизода, в котором излагается «экономическая теория» Лужина, построенная на выгоде и расчёте, а также оправдании эксплуатации человека. Обратите внимание, что теории двух героев — Лужина и Раскольникова — схожи, однако теория Родиона строится на бескорыстности, им движет не расчёт. Лучше понять образ Лужина поможет эпизод, в котором герой пытается скомпрометировать Соню. Лужин избирает очень тонкую месть своему противнику Родиону: он ударяет по человеку, который тому дорог. Этот эпизод иллюстрирует, насколько Лужин подлый и беспринципный. Кроме того, он изощрённо выбирает момент — на поминках по Мармеладову. Его обвинения в адрес Сони беспочвенны, а поступок низок. Вспомните, что спасает Соню Лебезятников, который неожиданно появляется и уличает Петра Петровича во лжи и подлоге.

В заключении сформулируйте мысль о том, что в XIX веке умы многих образованных людей были затуманены идеей «наполеонизма» и что Ф. М. Достоевский посвящает свой роман её развенчанию. Пётр Петрович Лужин — пример того, до какой низости и подлости может довести человека стремление следовать только собственным интересам.

Какие смыслы заключены в заглавии рассказа М. А. Шолохова «Судьба человека»?

Начать своё сочинение можно с рассуждения о том, что заголовок литературного произведения автоматически отсылает нас либо к тематике текста, либо к его идее. Заголовок призван направить читательскую мысль в нужное русло.

Далее необходимо охарактеризовать рассказ М. А. Шолохова «Судьба человека»: рассказать о времени и причинах создания, основной тематической и идейной наполненности текста. Особое внимание уделите образу Андрея Соколова. Подумайте о том, почему автор не называет свой рассказ в честь главного героя, ведь такая традиция существует в мировой литературе: достаточно вспомнить «Евгения Онегина» А. С. Пушкина, «Обломова» И. А. Гончарова или «Мартина Идена» Дж. Лондона.

В следующей части своих размышлений проанализируйте сам заголовок, обращаясь к лексико-семантическому анализу слов «судьба» и «человек». Подумайте о том, что слово «судьба» многозначно. Расскажите о его значениях. Какой смысл вкладывает автор в это слово? Аргументируйте своё суждение.

Поработайте со словом «человек». Поразмышляйте, почему именно его выбирает М. А. Шолохов, а не слово «герой», «воин» и т. п. Аргументируйте свои суждения, приводя примеры из текста.

Судьба героя рассказа, с одной стороны, уникальна, а с другой — типична. Война искалечила тысячи жизней. Но были сильные личности, способные противостоять тяготам судьбы. Таков Андрей Соколов. Например, эпизод у Мюллера помогает увидеть, что человек даже в нечеловеческих условиях способен сохранить достоинство. Коротко охарактеризуйте этот фрагмент. Обратите внимание на то, как ведут себя немецкие солдаты. В результате чего меняется их отношение к Андрею? Сделайте вывод о том, что человек способен остаться человеком в самых тяжёлых испытаниях судьбы.

В заключении дайте краткую трактовку названия и сделайте вывод о том, что подобный вариант заголовка, который выбирал автор для своего произведения, позволяет ему выйти на глубокие философские размышления не только о жизни своего героя, но и о жизни человека на войне и после неё.

«Деревенская» тема в прозе ХХ века. (На примере одного-двух произведений)

Своё сочинение начните с мысли о том, что «деревенская проза» — это основное направление в русской литературе второй половины XX века. Упомяните имена писателей-«деревенщиков»: В. Астафьева, В. Белова, Ф. Абрамова, В. Шукшина и других, которым удалось в своём творчестве обратиться прежде всего к нравственным началам человека, проследить традиционные устои народной деревенской жизни.

Далее обратитесь к творчеству В. М. Шукшина. Вспомните, что он был не только писателем, но и прекрасным режиссёром и актёром. В. Шукшин в своей малой прозе сумел выразить жизненную философию простого человека-трудяги, основа которой — труд, терпение, любовь к родной земле, совестливость, доброта. Все любимые герои писателя — вечные труженики. Приведите примеры из рассказов автора и проанализируйте их. Порассуждайте о том, что герои В. Шукшина страдают потому, что им, добрым и открытым людям, очень тяжело противостоять злу, лжи, силе, наглости, равнодушию. Этот конфликт оборачивается для них потерей смысла жизни, пьянством («Микроскоп», «Мастер») или самоубийством («Жена мужа в Париж провожала»). Приведите примеры из указанных текстов.

Продолжая сочинение, укажите, что для героев В. Шукшина, как и для самого писателя, важны христианские добродетели: и сострадание, и доброта, и совесть («Горе»). Приведите в качестве примера рассказ «Горе», в котором христианское тепло и сострадание спасают человеку жизнь.

В заключении сделайте вывод о том, что писатели-«деревенщики» оставили своеобразное завещание потомкам с призывом сохранить духовно-нравственные скрепы и саму Россию: уважать честность, трудолюбие, совестливость, доброту. Малая проза В. М. Шукшина тому подтверждение. «Будь человеком», — писал В. Шукшин.