Перейти к содержанию

Жанр оды в русской литературе конца XVIII — начала XIX века

Выберите только ОДНУ из четырех предложенных тем сочинений
Напишите сочинение объёмом не меньше 200 слов (при объёме меньше 150 слов за сочинение выставляется 0 баллов).
Раскройте тему сочинения полно и многосторонне.
Аргументируйте свои суждения, опираясь на анализ текста(-ов) произведения(-ий). В сочинении по лирике нужно проанализировать не меньше трёх стихотворений.
Не искажайте авторской позиции, не допускайте фактических ошибок.
Используйте теоретико-литературные понятия для анализа произведения(-ий).
Продумайте композицию сочинения, избегайте логических ошибок.
Соблюдайте нормы литературной письменной речи, пишите сочинение аккуратно и разборчиво.

Жанр оды в русской литературе конца XVIII — начала XIX века.

Основные мотивы лирики Ф. И. Тютчева.

Почему Григорий Мелехов так и не нашел своего места в стихии враждующих сил? (По роману М.А. Шолохова «Тихий Дон».)

Человек и трагические испытания эпохи. (На примере одногодвух произведений)


Жанр оды в русской литературе конца XVIII — начала XIX века.

Начните развёрнутое высказывание с того, что ода — один из важнейших жанров классицизма, прославляющий значимые события в жизни государства: рождение наследника престола, восхождение на престол государя, очередная годовщина, победа войск.

Упомяните о том, что ориентиром для отечественных поэтов XVIII века служили произведения античных авторов: Пиндара, Горация, Анакреона, а также сочинения, написанные европейскими поэтамиклассицистами — Ф. Малербом, П. Ронсаром, Н. Буало, М. Опицем.

В России в жанре оды себя пробовали С. Полоцкий, К. Истомин, С. Медведев, Ф. Журовский, Ф. Прокопович. Одним из первых авторов, дерзнувших писать оды, стал А. П. Сумароков, который подражал Буало. В них представлена поэтическая программа русского классицизма. В 1774 г. А. П. Сумароков объединил оды в текст «Наставление хотящим быти писателями».

Хрестоматийными стали оды М. В. Ломоносова: «Ода на день восшествия на всероссийский престол государыни императрицы Елизаветы Петровны» и «Разговор с Анакреоном». Коротко рассмотрите их особенности.

К тому времени, когда о себе заявил Г. Р. Державин, ода претерпела изменения, которые выразятся в творчестве поэта. Так, в оде «Фелица» мы видим сатирическое изображение жизни екатерининских вельмож и похвальное слово императрице Екатерине II. Рассмотрите подробно оду. Что отличает её от классических од?

Скажите о том, что основное содержание оды — лирический восторг героя, сочинителя, вызванный значимыми событиями в жизни государства. Автор оды, как правило, поэт-«государственник», для которого государственный интерес всегда выше личного. Далее скажите о том, что основной поэтический принцип оды — идеализация события или явления. Именно так изображено восшествие на престол Елизаветы Петровны М. В. Ломоносовым в оде 1747 года. Рассмотрите подробно оду, сопоставьте её с одой Г. Р. Державина.

В заключении сделайте вывод о том, что жанр оды за время своего существования очень изменился. Важную роль в его эволюции сыграли М. В. Ломоносов и Г. Р. Державин.

Основные мотивы лирики Ф. И. Тютчева.

Начните своё суждение с мысли о том, что лирика Ф. И. Тютчева разнообразна по содержанию: любовная, гражданская, пейзажная, философская. Отметьте, что автор известен своим гениальным поэтическим талантом говорить о сложных философских вещах изящно и просто.

Несомненно, синтез философской и пейзажной лирики — визитная карточка поэта. Природа — загадка, в ней вечно борются гармония и хаос, рядом с жизнью всегда ходит смерть, в свете скрывается темнота и так далее. Поэтому одним из самых излюбленных и наиболее часто им используемых литературных приёмов является антитеза. Приведите примеры. Отметьте далее, что природа в стихотворениях Ф. И. Тютчева невероятно разнообразна, красива и динамична. В лирике поэта встречаются самые различные пейзажи в разные часы и времена года. Автор очень умело передаёт моменты перехода одного состояния природы в другое. Приведите примеры, обращаясь к творчеству поэта.

Ещё одна особенность поэзии Ф. И. Тютчева — одухотворённость природы. Она, словно живое существо, также прекрасна, свободна, способна любить, делиться своими мыслями и чувствами, вдохновлять, в ней есть живая человеческая душа. Приведите примеры.

Автор противопоставляет природному равновесию беспорядок и разлад в человеческой жизни. Отметьте, что Ф. И. Тютчев отрицает независимость человека от природы, мира, Вселенной. Как и многие поэты, автор верит в Мировую Душу, которая выступает неким фундаментом всего сущего.

Завершая свои размышления, отметьте, что всё творчество Ф. И. Тютчева наполнено размышлениями о человеке и его месте в жизни. Пейзажная лирика позволяет поэту дать ответ на вопрос о смысле вечного противопоставления Человека и Природы. Вывод прост: человек подобен песчинке, он находится во власти судьбы, природных стихий.

В заключении суммируйте свои суждения и вернитесь к началу своих размышлений, ответьте на вопрос об основных мотивах лирики поэта.

Почему Григорий Мелехов так и не нашел своего места в стихии враждующих сил? (По роману М.А. Шолохова «Тихий Дон».)

Начните с того, что в романе М. А. Шолохова «Тихий Дон» описывается Гражданская война. Расскажите, кто такие красные и белые, и как в этом было задействовано казачество. Укажите, что главный герой Григорий Мелехов так и не смог найти себе места среди этих двух враждующих сил.

Затем переходите к основной части. Её можно построить либо через пошаговый анализ метаний главного героя, либо через постановку главных тезисов.

1 вариант: Пошаговый анализ метаний.

Обозначьте, что на протяжении всего романа Григорий Мелехов находится «на грани в борьбе двух начал». В одном абзаце распишите, как Мелехов перешёл к красным. Изначально он был задействован в царской армии, но получив ранение, попадает в больницу, где знакомится с большевиком Гаранжой. Беседы с ним меняют мировоззрение Григория Мелехова. Он идёт в красную армию, где так же, как и он, не любят офицеров-дворян, которым чужды интересы народа, в том числе и казачества. Однако дикая расправа Подтелкова над пленными офицерами-белогвардейцами отвращает Григория от красных, и он уходит к белым. Однако и там он встречает жестокость — казнь Подтелкова, Кривошлыкова и их товарищей тоже потрясает Григория. Не дожидаясь ее начала, он покидает Понамарев хутор, где вершится расправа над пленными.

Затем переходите к тому, что война начинает менять Григория. После расстрела родного брата Петро он уже способен отдать приказ истребить пленных красноармейцев, способен изрубить в открытом бою бессчетно красных матросов. Но такие действия он предпринимает в минуты крайнего гнева или вызванного боем возбуждения. В итоге у него случается приступ: «Кого же рубил!.. — И впервые в жизни забился в тягчайшем припадке»

Чтобы искупить прежние грехи, Мелехов поступает служить к красным, чтобы искупить прежние грехи. Однако советская власть начинает арестовывать бывших «белых» офицеров, и поэтому Григорий вынужден примкнуть к банде Фомина. Думает, что бандиты — это и есть свободные люди. Но и они занимаются кровопролитием. Григорий намеревается покончить с войной навсегда.

2 вариант. Постановка главных тезисов.

Во-первых, Григорий Мелехов тоскует по такой правде, «под крылом которой мог бы посогреться каждый», его волнует судьба всего народа. Однако и у белых, и у красных, главный герой сталкивается с жестокостью, которая не может соседствовать с правдой. У красных он видит кровавую расправу Подтелкова над белыми офицерами, а у белых — беспощадную казнь большевиков.

Во-вторых, автор показывает, что жестокость пораждает жестокость: Белые убили близких друзей Кошевого, Кошевой убил Петра Мелехова, Дарья Мелехова убила Ивана Алексеевича Котлярова. И таких случаев было много. Григорий старался препятствовать им. Например, однажды он спас Мишку Кошевого от хуторян.

В-третьих, автор приводит своего героя к главной идее: на войне правды нет. «Одной правды нету в жизни. Видно, кто кого одолеет, тот того и сожрет… А я дурную правду искал. Душой болел, туда-сюда качался…»

В конце резюмируйте свои тезисы и добавьте, что Шолохов показывает трагедию народа и трагедию личности, которая случается с человеком, когда он делает выбор и идет к нему до конца

Человек и трагические испытания эпохи. (На примере одногодвух произведений)

Начните с того, что современники XX столетия не смогли остаться в стороне от событий, происходивших тогда в стране. За время, предшествующее Октябрьской революции и в последующие годы становления советской власти, было убито или отправлено в ссылки много неугодных ей людей. Сломанные судьбы, осиротевшие дети, постоянные доносы — думающие люди не могли остаться равнодушны. Б. Пастернак, М. Булгаков, Е. Замятин, В. Шаламов, М. Шолохов, А. Солженицын и многие другие писали о том, что происходит и как от этого страдают простые люди.

Не боясь расправы, писатели рисовали мрачные картины тоталитарного режима, который советская власть пыталась выдать за социалистический. Широко тиражируемая «власть народа» на деле являлась обезличиванием и превращением людей в общую серую массу. Каждый должен был слепо обожать вождя, но шпионить за родственниками и друзьями. Доносы стали нормой жизни, и никто не проверял их достоверность. Важно было заставить людей жить в атмосфере страха, чтобы те и не помышляли о протестах.

Если в произведениях Булгакова и Пастернака говорилась о том, как страдает интеллигенция, то в текстах Замятина и Солженицына тяжело приходилось простым жителям страны победившего социализма.

В романе Замятина «Мы», написанном в жанре антиутопии, жители Единого Государства — люди-роботы — представлены как «винтики» в огромной системе. Писатель рассказывает о мире без любви и искусств, аллегорично описывая жизнь Советского Союза. В итоге он приходит к выводу о том, что совершенного мира нет и быть не может.

Запретных тем коснулся и А. Солженицын в произведении «Один день Ивана Денисовича». Иван Шухов, главный герой повести, фронтовик, отправлен в трудовой лагерь. Солженицын справедливо рассудил, что для правдивого описания репрессий Советского государства лучше всего показать жизнь обыкновенного простого человека. Всего один лагерный день — от подъёма до отбоя. Шухов сочувствует всем, с кем отбывает наказание, и мечтает только об одном — вернуться домой и продолжать работать. Тихие сельские заботы этот человек считает счастьем потому, что в поле он ни от кого не зависит — сам на себя работает и сам себя кормит. Лагерь становится местом действия ещё одной знаменитой книги «Архипелаг ГУЛАГ». В двух томах автор подробно рассказывает сначала о том, как строилось государство советов — пытки, расстрелы, доносы, а затем во втором томе повествует о лагерной жизни и судьбах тех, кто страдал и погибал в тёмных камерах.

Немало архивных документов исследовал Александр Солженицын, чтобы писать правду. Ему пригодились также и собственные воспоминания, ведь он больше 10 лет провёл в следственных изоляторах и на лагерных нарах из-за того, что в своих письмах посмел критиковать Сталина. Все действующие герои — реальные люди. Писатель знал, что история не сохранит их имён, как и сотен других, которые навсегда пропали и похоронены были в братских могилах.

В заключении сделайте вывод о том, что человек в трагических испытаниях эпохи может остаться личностью, а может потерять себя.