Перейти к содержанию

Философские раздумья в лирике А. С. Пушкина

Выберите только ОДНУ из четырех предложенных тем сочинений
Напишите сочинение объёмом не меньше 200 слов (при объёме меньше 150 слов за сочинение выставляется 0 баллов).
Раскройте тему сочинения полно и многосторонне.
Аргументируйте свои суждения, опираясь на анализ текста(-ов) произведения(-ий). В сочинении по лирике нужно проанализировать не меньше трёх стихотворений.
Не искажайте авторской позиции, не допускайте фактических ошибок.
Используйте теоретико-литературные понятия для анализа произведения(-ий).
Продумайте композицию сочинения, избегайте логических ошибок.
Соблюдайте нормы литературной письменной речи, пишите сочинение аккуратно и разборчиво.

Философские раздумья в лирике А. С. Пушкина.

Как в романе И. С. Тургенева «Отцы и дети» раскрывается тема любви?

Тема поэзии в лирике Б. Л. Пастернака.

Нравственная проблематика в произведениях В. Г. Распутина. (На примере одного-двух произведений)


Философские раздумья в лирике А. С. Пушкина.

Начните сочинение с рассуждения о том, что размышления над вечными вопросами составляют существенную часть мировой и русской поэзии. И в лирике А. С. Пушкина большое место занимают размышления о жизни и смерти, о смысле жизни, о бессмертии, о вере и безверии. Философски осмысляются любовь, дружба, поэзия, роль поэта, природа, власть.

Интересна позиция поэта в отношении жизни и смерти в стихотворении «Элегия». Лирический герой разочарован. В первых строках доминирует пессимистическое настроение. Он сознаёт, что жизнь уныла. И от будущего он ничего не ждёт, кроме «труда и горя»:

Мой путь уныл.
Сулит мне труд и горе
Грядущего волнуемое море.

Однако вопреки этому настроению лирический герой не хочет умирать. С помощью антитезы Пушкин вводит жизнеутверждающие мотивы. Проанализируйте следующую часть стихотворения. Покажите, что лирический герой принимает жизнь такой, какая она есть. Он ценит в ней редкие эпизоды гармонии, творчества, красоты, любви. Именно в этом её смысл.

Над вопросами жизни и смерти поэт размышляет и в стихотворении «Вновь я посетил…». Наблюдаемый лирическим героем круговорот природной жизни выражает представления о круговороте человеческого бытия. Именно в таком контексте звучит главная философская проблема этого произведения — проблема смены поколений. Лирический герой созерцает природу и понимает, что она обновляется и в каждом своём обновлении повторяется. Так и в мире людей: в каждом новом поколении, в его памяти повторится предок.

В финале лирический герой приветствует новые поколения, которые олицетворяет молодая роща:

Здравствуй, племя
Младое, незнакомое! не я
Увижу твой могучий поздний возраст,
<�…> Но пусть мой внук
Услышит ваш приветный шум, когда,
С приятельской беседы возвращаясь,
Весёлых и приятных мыслей полон,
Пройдёт он мимо вас во мраке ночи
И обо мне вспомянет.

Лирический герой понимает и принимает преемственность поколений, вечное движение всего сущего по жизненному кругу (рождение → жизнь → смерть → и опять рождение), потому что таковы законы бытия.

В стихотворении «Анчар» поэт философски размышляет о неограниченной власти и зле, которое она несёт. Пушкин сопоставляет зло природы и зло владыки, который отправляет человека к дереву, несущему смерть. Всё живое избегает прикосновения к анчару, он — «один во всей вселенной». Царь же нарушает закон природы.

Обратите внимание на композицию стихотворения: оно делится на две части. В первой даётся описание ядовитого дерева. Во второй рассказывается о всесильном владыке, пославшем на смерть своего раба. При изображении анчара Пушкин использует эпитеты (мёртвая, дремучий, ядовит), направленные на раскрытие основного качества дерева — губительность для всего живого. Образы царя и слуги контрастны: в первом поэт подчёркивает всевластие, безжалостность владыки, во втором — покорность. При этом образы анчара и царя, наоборот, сопоставлены: и тот и другой несут смерть.

В заключительной части сочинения подведите итоги и резюмируйте всё сказанное. Помните: вывод обязательно должен быть связан с центральным вопросом-темой.

Как в романе И. С. Тургенева «Отцы и дети» раскрывается тема любви?

Начните свое сочинение с рассуждения о том, что тема любви занимает важное место в романе. Многие из героев проходят испытание любовью. Она позволяет автору раскрыть сущность Базарова, Павла Петровича, Николая Петровича, Аркадия, Анны Сергеевны Одинцовой.

Логично будет обратиться прежде всего к центральной любовной линии романа, связанной с образами Евгения Базарова и Анны Сергеевны Одинцовой. Сделайте акцент на том, что изначально Базаров объясняет все движения человеческого сердца лишь физиологией: «И что за таинственные отношения между мужчиной и женщиной? Мы, физиологи, знаем, какие это отношения». Герой подходит к толкованию любви с точки зрения рассудка. Он категоричен в своих суждениях.

Однако Тургенев проводит своего героя через испытание любовью. Базаров страстно и неистово влюбляется в Анну Сергеевну Одинцову. Если в разговоре с Аркадием он высмеивал роковую роль любви в судьбе Павла Петровича Кирсанова, то теперь сам не может справиться с этим чувством. Любовь делает из него почти романтика, выбивает из привычной колеи жизни. Герой не отказывается от своих убеждений, но Тургенев показывает силу любви, которой нигилист не может сопротивляться, таким образом утверждая её как одну из главных основ жизни.

Далее покажите на примере истории любви Павла Петровича Кирсанова, как любовь становится смыслом жизни избалованного женщинами светского льва. Безответная страсть иссушила героя, превратила его в мертвеца, заполняющего свою жизнь «принсипами» и аристократическими привычками.

Но в романе показаны и другие истории любви — любви, гармонизирующей отношения и жизнь. Это любовь Николая Петровича Кирсанова и Фенечки, а также Аркадия и Кати. Прокомментируйте одну или обе истории.

Можно предположить, что любовь всегда была смыслом жизни Николая Кирсанова. Сначала это любовь к первой жене, к сыну Аркадию, потом приходит любовь к юной Фенечке, простолюдинке. Тургенев показывает, что настоящее чувство выше всех предрассудков. Тема любви в романе раскрывается в финальных рассуждениях о её великой силе. Показывая в эпилоге родителей Базарова, оплакивающих своего сына, автор утверждает мысль о том, что любовь способна преодолеть смерть и дать силы жить дальше.

Подводя итоги, отметьте, что тема любви одна из ведущих в романе И. С. Тургенева «Отцы и дети». Все герои произведения испытывают это чувство. Любовь становится для писателя той мерой, которая выявляет истинную сущность героев и смысл жизни.

Тема поэзии в лирике Б. Л. Пастернака.

Работая над сочинением по лирике, помните, что свои рассуждения необходимо строить на материале не менее трёх стихотворений. Начните с мысли о том, что каждый поэт размышляет над вопросом, что такое поэзия, и пытается дать ответ на него. К этой теме обращались А. С. Пушкин, А. А. Фет, А. А. Ахматова, В. В. Маяковский и др. Поэзия для Б. Л. Пастернака — это не нечто искусственное, выдуманное, противостоящее жизни, но это часть жизни. Подберите три произведения, в которых бы шла речь о поэзии.

Например, в одном из ранних своих стихотворений «Февраль. Достать чернил и плакать…» Б. Л. Пастернак отождествляет раннюю весну, ливень и поэтическое вдохновение. Акт творчества, рождение поэзии становится естественным продолжением процессов, происходящих в природе весной. Поэт, творец стремится «перенестись туда, где ливень/ещё шумней чернил и слёз». Согласно концепции Пастернака, вдохновение, творчество и сама поэзия не предполагают изоляцию от внешнего мира.

Продолжите свои рассуждения на материале второго произведения. Так, особое понимание поэзии сформулировано в стихотворении «Определение поэзии», в котором автор пытается дать философское определение творчества. Раскройте эту мысль с помощью примеров и комментариев к ним. В пастернаковском стихотворении поэзия предстаёт как выражение всего сущего в его единстве и бесконечности. Чтобы выразить сущность искусства, автор не находит ничего более ёмкого и точного, чем перечисление явлений окружающего мира. В центре его поэтической вселенной прекрасно «уживаются» высокое и низкое: флейты, Фигаро, звезда и грядка, «купаленные доньи», доски.

Тема творчества развивается в стихотворении «Во всём мне хочется дойти до самой сути…». Пастернак говорит о том, что в поэзии должна звучать сама жизнь. Поэт стремится написать обо всём:

О беззаконьях, о грехах,
Бегах, погонях,
Нечаянностях впопыхах,
Локтях, ладонях.

В стихотворении говорится о попытке не только отразить внешнюю сторону событий, но и их глубинную сущность, добраться «до оснований, до корней, до сердцевины». Познать тайны бытия, суть окружающего мира для лирического героя этого стихотворения Пастернака необходимо, чтобы рождался стих. Поэт хочет творить в своих стихах, как творит природа:

В стихи б я внёс дыханье роз,
Дыханье мяты,
Луга, осоку, сенокос,
Грозы раскаты.

Большая часть стихотворения посвящена сущности поэзии и её назначению — схватывать «нить событий», открывать новое в жизни. В финале поэзия сравнивается с музыкой Шопена:

Так некогда Шопен вложил
Живое чудо
Фольварков, парков, рощ, могил
В свои этюды.

Подводя итоги, отметьте, что согласно концепции Б. Л. Пастернака, подлинная поэзия заключена в самых обыденных вещах и мыслях. Она подобна природе, подобна человеческой жизни.

Нравственная проблематика в произведениях В. Г. Распутина. (На примере одного-двух произведений)

Начните своё сочинение с рассуждения о том, что в произведениях В. Распутина нравственная проблематика связана с темой ответственности за происходящее, с темой человеческой, родовой памяти, с отношением к природе и с темой судьбы русской деревни.

В «Прощании с Матёрой» описывается затопление для нужд ГЭС острова, на котором расположена старинная сибирская деревня, и последние дни стариков и старух, оставшихся на нём. В этих условиях остро ставится вопрос о смысле жизни, о соотношении нравственности и прогресса, о смерти и бессмертии.

Обратите внимание на то, что автор по-особому строит систему персонажей. Выявите группы, на которые можно разделить героев. Условно их можно разделить на три группы: это старые люди, которые не утратили связи с землёй, с древними традициями; вторая группа — заблудившиеся, это среднее поколение, потерявшие стержень жизни; и третья группа — добровольные губители Матёры, люди, отошедшие от земли, исконных традиций, человечности. Распутин называет их «обсевками».

Нравственный аспект получает тема памяти, утраты связи с традицией. Главная героиня, старуха Дарья, не боится смерти, но её страшит только человеческое беспамятство, духовная смерть. Согласно Распутину, именно родовая и личная память, отношение к прошлому является тем, что определяет индивидуальность человека.

Для Дарьи и других старух дом не только место для жилья. С домом сопряжена особая часть жизни, связанная с предками. Понимая, что жизнь дома подходит к концу, Дарья прощается с ним, как с человеком: обмывает его, обновляет, словно готовит к смерти, как покойника.

Все старухи острова Матёра осознают свою ответственность перед предками за то, что происходит. В. Распутин утверждает мысль об ответственном, нравственном отношении к земле, поскольку она дана человеку «на поддержание»: её надо беречь, сохранить для потомков.

В заключительной части сочинения подведите итоги и резюмируйте всё сказанное. Помните: вывод обязательно должен быть связан с центральным вопросом-темой.

Другие задачи из этого раздела