Перейти к содержанию

Какие черты устного народного творчества нашли отражение в балладе В. А. Жуковского «Светлана»

Выберите только ОДНУ из четырех предложенных тем сочинений
Напишите сочинение объёмом не меньше 200 слов (при объёме меньше 150 слов за сочинение выставляется 0 баллов).
Раскройте тему сочинения полно и многосторонне.
Аргументируйте свои суждения, опираясь на анализ текста(-ов) произведения(-ий). В сочинении по лирике нужно проанализировать не меньше трёх стихотворений.
Не искажайте авторской позиции, не допускайте фактических ошибок.
Используйте теоретико-литературные понятия для анализа произведения(-ий).
Продумайте композицию сочинения, избегайте логических ошибок.
Соблюдайте нормы литературной письменной речи, пишите сочинение аккуратно и разборчиво.

Какие черты устного народного творчества нашли отражение в балладе В. А. Жуковского «Светлана»?

Кто из персонажей романа И. А. Гончарова «Обломов» интереснее вам и почему?

Каково назначение главы «От автора» в идейно-художественном своеобразии поэмы А. Т. Твардовского «Василий Тёркин»?

Тема греха и покаяния в русской литературе. (На примере одного-двух произведений)


Какие черты устного народного творчества нашли отражение в балладе В. А. Жуковского «Светлана»?

Отвечая на поставленный вопрос, прежде всего отметьте, что «Светлана» — это первая национальная русская баллада. Подчеркните, что В. А. Жуковский использует многочисленные фольклорные элементы и образы, вводит древние поверья и гадания девушек перед Крещением.

Основную часть своего сочинения начните с упоминания эпизода гадания, которым открывается баллада. С первой же строфы читатель погружается в мир народных поверий и ритуалов, которые сопровождают русские зимние праздники. Обратите внимание на то, что автор детально описывает обряд гадания и обращается к гадальным песнм. Такое воспроизведение ритуала позволяет В. А. Жуковскому воссоздать неповторимый колорит русской национальной культуры.

Далее обратите внимание на то, что поэт вводит в балладу элементы сказки. В частности, образ дороги типичен для баллады и для сказки. В «Светлане» он приобрёл сказочную функцию. В сказке герой тоже отправляется в путь и преодолевает множество препятствий. В конце пути его ждёт заслуженная награда. Вплетение сказочных мотивов и ситуаций в балладу расширило фольклорную основу, причём именно русского народного творчества.

Ещё одна черта устного народного творчества воплощена в «Светлане» — это поверье о мертвецах. Действие баллады сопряжено с таинственным событием: героине во сне является мертвец-оборотень, её жених. Однако вера в Бога помогает девушке противостоять тёмным силам, и она выходит из этой ситуации победительницей.

Подводя итоги, подчеркните, что именно черты фольклора — элементы поверий, гаданий, сказки — позволили В. А. Жуковскому воссоздать в произведении русский национальный характер.

Кто из персонажей романа И. А. Гончарова «Обломов» интереснее вам и почему?

Приступая к работе над сочинением, коротко охарактеризуйте роман «Обломов» с точки зрения его конфликта и идейно-тематического содержания.

Выберем для анализа образ Ильи Обломова. Продумывая дальнейшую структуру повествования, обратите внимание на то, что ваш текст будет предполагать сопоставление персонажа со Штольцем. Формулируя исходный тезис, объясните свой выбор. Начать рассуждение можно с того, что в своём романе автор противопоставляет два взгляда на жизнь, выразителями которых и являются Штольц и Обломов. Охарактеризуйте понятия «обломовщина» и «штольцевщина». Учитывайте это в дальнейшей работе над сочинением.

Далее перейдите к характеристике Обломова. Расскажите о происхождении героя, сделайте акцент на детстве: именно в нём, по мнению автора, кроются разгадки некоторых тайн личности Обломова и Штольца. Помните, что нужно избегать пересказа, анализируйте влияние фактов из детства героев на становление их характеров. Коротко охарактеризуйте образ жизни персонажа. Чем он занимается? Как проводит досуг? Рассмотрите основные черты личности выбранного героя, в каких эпизодах и как они проявляются. Проанализируйте показательные фрагменты текста, характеризующие персонаж. Обязательно посвятите отдельный абзац мировоззрению персонажа. Каких взглядов он придерживается? Что для него является главной ценностью жизни?

В заключении вернитесь к исходному тезису, обосновывающему ваш выбор. Чем привлекателен герой, почему именно он симпатичен вам?

Каково назначение главы «От автора» в идейно-художественном своеобразии поэмы А. Т. Твардовского «Василий Тёркин»?

Начните своё повествование с истории замысла и создания поэмы А. Т. Твардовского. Охарактеризуйте фрагмент «От автора».

Чтобы построить высказывание на литературную тему, сформулированную в виде проблемного вопроса, необходимо обратиться к анализу образа автора в лиро-эпическом произведении. Логично будет сопоставить поэму А. Т. Твардовского «Василий Тёркин» с пушкинской традицией: автор — персонаж романа в стихах, приятель Онегина, человек близкий декабристам, А. С. Пушкин как всезнающий автор «Евгения Онегина», владеющий тайнами героев, стоящий над ними. Продолжение этой традиции мы видим и в «Василии Тёркине».

В своём рассуждении подчеркните близость автора «Василия Тёркина» своему герою, его восхищение нравственной силой простого русского солдата, общность их судеб, чувство патриотизма. Приведите примеры из текста.

В то же время отметьте роль лирических отступлений, которые вкрапляет автор в текст повествования. Приведите примеры. Писатель в лирических отступлениях формирует эстетическую картину исторических событий, включая в неё страну и мир.

В заключении сделайте вывод о том, что, продолжая пушкинские традиции, А. Т. Твардовский, голос которого мы слышим в поэме, выражает свои мысли и идеалы не только с помощью образа Василия Тёркина, но и напрямую обращаясь к читателю.

Тема греха и покаяния в русской литературе. (На примере одного-двух произведений)

Среди вопросов, интересующих русскую литературную мысль, вопрос о грехе и покаянии всегда занимал особое место. Нужно отметить, что классическая русская литература в основе своей глубоко религиозна, потому в ней находят отражение многие мотивы, связанные с христианством.

Очевидно, что предложенная тема осмысливается в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание». Отметьте, что писатель, будучи человеком глубоко религиозным, считал смыслом существования постижение христианских идеалов, потому в своём романе он изобразил человеческую душу, прошедшую путь от греха к покаянию в постижении истины. Далее необходимо рассмотреть образ главного героя с точки зрения указанной темы. Нужно сказать, что Родион Раскольников — по натуре человек доброй души, отзывчивый, сострадательный, стремящийся помогать людям, что он умён и талантлив, но вместе с тем упрям и горд. Приведите примеры, иллюстрирующие положительные качества героя.

Далее ответьте на вопрос: что побудило Раскольникова совершить столь тяжкий грех — убить человека? Учтите все факторы, приведшие к преступлению. После того как вы представите образ героя, рассмотрите авторский замысел. Сделайте акцент на том, что Ф. М. Достоевского в первую очередь интересует преступление не с юридической точки зрения, а скорее с религиозной. Родион Раскольников прежде всего грешник. Очень важно отметить, что грех его не только убийство, но и гордыня. Подумайте, почему автор заставляет героя осознать ошибочность своей теории. Вспомните слова Раскольникова о том, что он себя убил, а не старушонку. К каким убеждениям постепенно приходит герой? Обратите внимание на то, что Раскольников — жертва своего же преступления.

Перейдите к рассмотрению образа Сони Мармеладовой, делая акцент на том, что она помогает Родиону раскаяться, осознать жизненные истины, до этого не понятные гордецу, например смысл смирения, жалости к человеку. Подумайте, почему Соня, преступившая черту, сохраняет себя. Как она помогает Раскольникову обрести веру? Сделайте вывод о том, что к покаянию герой приходит благодаря Соне, которая силой любви возвышает Родиона, помогает ему превозмочь себя и возродиться.

В заключении скажите о том, что в романе Ф. М. Достоевский проводит своего героя по сложному пути — от греха до покаяния, помогая понять ложность теории о «тварях дрожащих» и «право имеющих». Кроме того, автор даёт понять, что каждый человек, совершивший преступление, имеет шанс на спасение души.