Перейти к содержанию

Назовите произведения отечественной поэзии (с указанием автора), в которых звучат библейские мотивы

Для выполнения задания используйте отдельный лист. Сначала сформулируйте прямой связный ответ (5–10 предложений). Аргументируйте свои суждения, опираясь на анализ текста произведения, не искажайте авторской позиции, не допускайте фактических и логических ошибок. Выполняя задание, подберите для сопоставления два произведения разных авторов (в одном из примеров допустимо обращение к произведению того автора, которому принадлежит исходный текст); укажите названия произведений и фамилии авторов и сопоставьте произведения с предложенным текстом в заданном направлении анализа. Соблюдайте нормы литературной письменной речи, записывайте ответы аккуратно и разборчиво.

Назовите произведения отечественной поэзии (с указанием автора), в которых звучат библейские мотивы. В чём сходство (или различие) интерпретации библейских мотивов в этих произведениях и в приведённом стихотворении И. А. Бродского?


Вы можете выбрать для сопоставления различные стихотворения на библейскую тематику, которых достаточно в русской поэзии как XIX, так и ХХ веков. Однако целесообразно рассмотреть для сравнения стихотворения, схожие с «Рождественской звездой» И. А. Бродского. Речь идёт о стихотворении из цикла к роману «Доктор Живаго» Б. Л. Пастернака «Рождественская звезда» и «В день Благовещенья…» М. И. Цветаевой.

Необходимо отметить, что стихотворение И. А. Бродского — это своеобразный полемический выпад поэта в адрес Б. Л. Пастернака, поэтому стихотворения называются одинаково. Стихотворения разделяет временной промежуток в 40 лет: одно написано в 1987 году, второе — в 1947 году. Переходя к сравнению, обратите внимание на то, что схож в стихотворениях центральный образ — образ рождественской звезды, давший название текстам. В остальном же стихотворения различны. Сопоставить их целесообразно по форме и содержанию. Сделать это можно как последовательно, так и параллельно.

Далее рассмотрите структуры текстов, их сюжет. Стихотворение Б. Л. Пастернака, как отмечают исследователи, отображает светлое состояние поэтической души, искренне принимающей православное вероучение. Стихотворение наполнено патетикой, что вполне соответствует его тематике: создаётся ощущение отдалённости происходящего, его нереальности. Текст же И. А. Бродского — математическая формула, лишённая изысков, где цель поэта — показать реальность сцены, доказать, что так было на самом деле. Стихотворение стройно, в нём выточена каждая деталь — что, собственно, отличает все тексты данного автора. Приведите примеры формальных отличий текстов. Прокомментируйте их.

Рассмотрите основное отличие между стихотворениями — это трактовка образа рождественской звезды. Главное, на что стоит обратить внимание, — это символика, именно она даёт возможность понять, в чём заключено ключевое несходство текстов. Подумайте, в чём смысл завершающих стихотворение Б. Л. Пастернака строк: «И тот оглянулся: с порога на Деву,/Как гостья, смотрела звезда Рождества». А в чём — И. А. Бродского? Чем концовка первого текста отличается от второго?

Перейдите ко второй параллели. В стихотворении М. И. Цветаевой «В день Благовещенья…» отчётливо звучит библейская нота. Обратите внимание на то, что в тексте вспоминается народный обычай, символизирующий освобождение, отпускать на волю птиц в праздник Благовещения. Лирическая героиня радуется вести о том, что в мир вскоре войдёт Христос и наступит весна человечества, у неё словно вырастают крылья. При сопоставлении текстов отметьте, что библейский сюжет в стихотворении И. А. Бродского — это основа сюжета лирического, а у М. И. Цветаевой религиозный символ определяет мироощущение лирической героини.

В заключении, обобщая вышесказанное, сделайте акцент на том, что библейские мотивы, казалось бы, одинаковые, могут звучать в различных текстах по-разному, выражая особое авторское видение «вечных тем».