Для выполнения задания используйте отдельный лист. Сначала сформулируйте прямой связный ответ (5–10 предложений). Аргументируйте свои суждения, опираясь на анализ текста произведения, не искажайте авторской позиции, не допускайте фактических и логических ошибок. Выполняя задание, подберите для сопоставления два произведения разных авторов (в одном из примеров допустимо обращение к произведению того автора, которому принадлежит исходный текст); укажите названия произведений и фамилии авторов и сопоставьте произведения с предложенным текстом в заданном направлении анализа. Соблюдайте нормы литературной письменной речи, записывайте ответы аккуратно и разборчиво.
Назовите произведения отечественной поэзии (с указанием автора), в которых звучат библейские мотивы. В чём сходство (или различие) интерпретации библейских мотивов в этих произведениях и в приведённом стихотворении И. А. Бродского?
Вы можете выбрать для сопоставления различные стихотворения на библейскую тематику, которых достаточно в русской поэзии как XIX, так и ХХ веков. Однако целесообразно рассмотреть для сравнения стихотворения, схожие с «Рождественской звездой» И. А. Бродского. Речь идёт о стихотворении из цикла к роману «Доктор Живаго» Б. Л. Пастернака «Рождественская звезда» и «В день Благовещенья…» М. И. Цветаевой.
Необходимо отметить, что стихотворение И. А. Бродского — это своеобразный полемический выпад поэта в адрес Б. Л. Пастернака, поэтому стихотворения называются одинаково. Стихотворения разделяет временной промежуток в 40 лет: одно написано в 1987 году, второе — в 1947 году. Переходя к сравнению, обратите внимание на то, что схож в стихотворениях центральный образ — образ рождественской звезды, давший название текстам. В остальном же стихотворения различны. Сопоставить их целесообразно по форме и содержанию. Сделать это можно как последовательно, так и параллельно.
Далее рассмотрите структуры текстов, их сюжет. Стихотворение Б. Л. Пастернака, как отмечают исследователи, отображает светлое состояние поэтической души, искренне принимающей православное вероучение. Стихотворение наполнено патетикой, что вполне соответствует его тематике: создаётся ощущение отдалённости происходящего, его нереальности. Текст же И. А. Бродского — математическая формула, лишённая изысков, где цель поэта — показать реальность сцены, доказать, что так было на самом деле. Стихотворение стройно, в нём выточена каждая деталь — что, собственно, отличает все тексты данного автора. Приведите примеры формальных отличий текстов. Прокомментируйте их.
Рассмотрите основное отличие между стихотворениями — это трактовка образа рождественской звезды. Главное, на что стоит обратить внимание, — это символика, именно она даёт возможность понять, в чём заключено ключевое несходство текстов. Подумайте, в чём смысл завершающих стихотворение Б. Л. Пастернака строк: «И тот оглянулся: с порога на Деву,/Как гостья, смотрела звезда Рождества». А в чём — И. А. Бродского? Чем концовка первого текста отличается от второго?
Перейдите ко второй параллели. В стихотворении М. И. Цветаевой «В день Благовещенья…» отчётливо звучит библейская нота. Обратите внимание на то, что в тексте вспоминается народный обычай, символизирующий освобождение, отпускать на волю птиц в праздник Благовещения. Лирическая героиня радуется вести о том, что в мир вскоре войдёт Христос и наступит весна человечества, у неё словно вырастают крылья. При сопоставлении текстов отметьте, что библейский сюжет в стихотворении И. А. Бродского — это основа сюжета лирического, а у М. И. Цветаевой религиозный символ определяет мироощущение лирической героини.
В заключении, обобщая вышесказанное, сделайте акцент на том, что библейские мотивы, казалось бы, одинаковые, могут звучать в различных текстах по-разному, выражая особое авторское видение «вечных тем».