Для выполнения задания используйте отдельный лист. Сначала сформулируйте прямой связный ответ (5–10 предложений). Аргументируйте свои суждения, опираясь на анализ текста произведения, не искажайте авторской позиции, не допускайте фактических и логических ошибок. Выполняя задание, подберите для сопоставления два произведения разных авторов (в одном из примеров допустимо обращение к произведению того автора, которому принадлежит исходный текст); укажите названия произведений и фамилии авторов и сопоставьте произведения с предложенным текстом в заданном направлении анализа. Соблюдайте нормы литературной письменной речи, записывайте ответы аккуратно и разборчиво.
В каких произведениях отечественной литературы показаны драматичные события из жизни «маленького человека» и в чём можно сопоставить эти произведения с «Медным всадником» А. С. Пушкина?
Отвечая на поставленный вопрос, назовите не менее двух произведений с указанием авторов. Свои рассуждения при сопоставлении обязательно аргументируйте примерами из текста, сопровождая их комментариями.
В качестве литературного контекста можно привести повести А. С. Пушкина «Станционный смотритель» (при сопоставлении разрешено брать одно произведение автора, которому принадлежит исходный текст) и Н. В. Гоголя «Шинель», романы Ф. М. Достоевского «Бедные люди» и «Преступление и наказание».
Судьба «маленького человека» изначально драматична. Причиной этого является столкновение с системой или со значительным лицом, и как результат этого столкновения — осознание героем своего приниженного положения, бесправия и беспомощности.
Рассмотрим образы Вырина из пушкинского «Станционного смотрителя» и Башмачкина из гоголевской «Шинели». Сопоставляя их с Евгением из «Медного всадника», можно увидеть, что во всех трёх произведениях герои в результате личной трагедии осознают своё бесправие и невозможность что-то изменить в жизни.
Последовательно прокомментируйте своё утверждение.
Близость трёх героев состоит в том, что драматичные события связаны с утратой важной составляющей их жизни. Евгений потерял свою возлюбленную Парашу, Самсон Вырин — дочь Дуню, которая составляла смысл его существования, а Башмачкин — свою воплощённую мечту, — новую шинель, позволившую ему ощутить себя равным другим. Не в силах что-то изменить, герои теряют смысл жизни и умирают.
В заключении подведите итоги сопоставления. Обратите внимание на то, что приведённый литературный контекст позволяет увидеть сквозные в литературе проблемы, мотивы, ситуации, образы и т. п., а также общее и/или индивидуальное в их художественном осмыслении.