Перейти к содержанию

Каковы место и роль образа Ленского в романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин»

Выберите только ОДНУ из четырех предложенных тем сочинений
Напишите сочинение объёмом не меньше 200 слов (при объёме меньше 150 слов за сочинение выставляется 0 баллов).
Раскройте тему сочинения полно и многосторонне.
Аргументируйте свои суждения, опираясь на анализ текста(-ов) произведения(-ий). В сочинении по лирике нужно проанализировать не меньше трёх стихотворений.
Не искажайте авторской позиции, не допускайте фактических ошибок.
Используйте теоретико-литературные понятия для анализа произведения(-ий).
Продумайте композицию сочинения, избегайте логических ошибок.
Соблюдайте нормы литературной письменной речи, пишите сочинение аккуратно и разборчиво.

Каковы место и роль образа Ленского в романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин»?

Сатирическое изображение помещиков в поэме Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» (с опорой на эпизоды поэмы).

Какова роль образов‑символов в поэме А. А. Блока «Двенадцать»?

Драматизм любви в русской литературе (на примере одного-двух произведений).


Каковы место и роль образа Ленского в романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин»?

Внимательно прочитайте вопрос. Вспомните, что герой произведения раскрывается через взаимодействие с другими персонажами, а также через поступки, увлечения и т. п.

В романе Ленский прежде всего взаимодействует с Онегиным и Ольгой. Его натура раскрывается через любовь и дружбу. Отношение к юному герою автора-повествователя тоже помогает понять суть персонажа. Именно эти моменты помогут Вам определить место и роль Ленского в романе А. С. Пушкина.

Владимир Ленский единственный, с кем Онегин сближается в деревне. Они становятся «от делать нечего друзьями». Герои противоположны по восприятию жизни, по отношению к ней: с одной стороны, романтик, идеализирующий жизнь, с другой — холодный скептик, во всём разочаровавшийся: «Они сошлись. Волна и камень, стихи и проза, лёд и пламень не столь различны меж собой». Их сближает тот круг социально-политических, этических и философских вопросов, который был общим для всей передовой дворянской молодёжи.

В отношениях с Ольгой раскрывается жажда любви героя, стремление быть любимым. Именно это не позволяет Ленскому разглядеть, что Ольга не стоит такой любви, на какую он, поэт, способен.

Повествователь критически относится к Ленскому как к романтику и судит его поэзию за бессодержательность и слащавость:

Так он писал темно и вяло,
(Что романтизмом мы зовём,
Хоть романтизма тут нимало
Не вижу я…)

Но этот герой дорог ему как человек особого душевного склада; ему мила его душевная тонкость, «пылкий и довольно странный ум».

Юный поэт-романтик близок Пушкину и своим поэтическим вдохновением. Повествователь любит в нём свою собственную юность, любит то душевное состояние, которое с годами безвозвратно уходит, — состояние возвышенной мечтательности.

В Ленском персонифицировано особое душевное состояние, свойственное юности. Он уходит из жизни так же закономерно, как уходит из жизни человека эта прекрасная пора. Автор уводит Ленского из жизни потому, что он интересен и дорог ему только своим душевным состоянием юношеской возвышенности. Приведите примеры из текста, доказывающие данное суждение.

Повествователь размышляет над двумя вариантами жизни Ленского. Один — путь великого поэта или крупного общественного деятеля, другой — удел помещика. Оба варианта ведут к гибели: один — к физической, второй — к духовной.

Смерть героя символична, она невольно приводит к мысли о том, что романтик, мечтатель, не знающий действительности, должен погибнуть при столкновении с жизнью. Для самого же поэта смерть — это избавление от жизни среди обывателей, выход из той моральной пустоты, которая царит в светском обществе.

В заключительной части сочинения подведите итоги и резюмируйте всё вышесказанное. Помните: вывод обязательно должен быть связан с центральным вопросом-темой.

Автор поставил Ленского рядом с Онегиным неслучайно. Юный герой воплощает противоположную сторону главного героя. А. С. Пушкин создал образ представителя передовой дворянской интеллигенции, образ поэта-лирика, романтически воспринимающего жизнь и людей, верящего в высокую дружбу, в вечную, идеальную любовь.

Сатирическое изображение помещиков в поэме Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» (с опорой на эпизоды поэмы).

Начните своё сочинение с мысли о том, что сюжетной основой поэмы «Кому на Руси жить хорошо» становятся поиски счастливого на Руси в период непосредственно после отмены крепостного права. По мнению ходоков‑крестьян, именно помещику должно житься «счастливо, вольготно на Руси».

Вспомните помещиков, описанных в поэме Н. А. Некрасова. Обратите внимание, что сатирическое изображение господ проявляется прежде всего в фамилиях (Оболт-Оболдуев, Утятин) и в портретах этих героев.

Встреча мужиков с Оболтом-Оболдуевым, персонажем главы «Помещик», начинается с непонимания и раздражения барина. Именно эти чувства и определяют весь тон беседы. Автор создаёт необычную ситуацию, когда помещик исповедуется перед крестьянами. Н. А. Некрасову удаётся точно и с иронией передать переживания бывшего крепостника, которому непереносима мысль о свободе крестьян.

Проанализируйте следующие моменты: как Оболт-Оболдуев «заботился» о своих мужиках и как мужики «любили» его за это; какие «милости» оказывал князь Утятин слуге своему Ипату.

Сатира в изображении помещиков прослеживается и в описании нелепых, комических положений, в которых оказываются помещики: это и презрение Оболта-Оболдуева к труду, и то, что князь Утятин не признаёт отмены крепостного права. Прокомментируйте «комедию», которую разыгрывают его сыновья и бывшие крепостные крестьяне перед старым князем и его нелепые распоряжения.

В заключительной части сочинения подведите итоги и резюмируйте всё вышесказанное. Помещики в поэме показаны как жестокие крепостники. Н. А. Некрасов высмеивает их, сатирически обличая паразитический образ жизни, неспособность к труду, презрение к людям труда, жестокость по отношению к крестьянам, барскую спесь и надменность, неспособность понять историческую необходимость отмены крепостного права. Помните: вывод обязательно должен быть связан с центральным вопросом-темой.

Какова роль образов‑символов в поэме А. А. Блока «Двенадцать»?

Прежде всего определите круг сквозных образов‑символов в поэме А. А. Блока «Двенадцать»: снежная вьюга, огни и мрак ночного города, ветер, двенадцать красногвардейцев, Иисус Христос, паршивый пёс, черный и белый цвета.

Начните своё сочинение с формулировки главной темы в поэме: поэт изображает трагический период в судьбе России, период безвременья, когда в результате революции старый порядок жизни был разрушен, а новый ещё не построен.

А. А. Блок показывает революцию как разбушевавшуюся стихию, хаос (ветер, снег, ночь). Основой сюжета поэмы становится противостояние двух миров, двух социальных и нравственных систем: с одной стороны, двенадцать красногвардейцев, с другой — «барыня в каракуле», буржуй, «товарищ поп». Приземлённо-бытовой характер изображаемых событий (трактирно-кабацкие похождения Ваньки и Катьки) противостоит романтически возвышенному изображению образа Христа «в белом венчике из роз»; безверие противопоставлено святости.

Обратите внимание на контраст, который задаётся уже в самом начале поэмы через чёрно-белую цветовую гамму: «Чёрный вечер. Белый снег». Свяжите трактовку чёрного и белого цветов с атмосферой разрухи, хаоса и рождения нового мира.

Далее прокомментируйте, какой смысл воплощён в числе «двенадцать». В произведении многократно присутствует это число: это и двенадцать глав в поэме, и двенадцать красногвардейцев, которые соотносятся автором с двенадцатью апостолами. Это двенадцать апостолов революции, мерно отбивающих «державный шаг» по улицам Петрограда. Они идут вслед за Христом, сами того не сознавая:

Впереди с кровавым флагом,
И за вьюгой невидим,
И от пули невредим,
Нежной поступью надвьюжной,
Снежной россыпью жемчужной,
В белом венчике из роз
Впереди — Исус Христос.

Христос у Блока возглавляет шествие революционеров. Он ведёт мир к воскресению.

В выводе скажите о том, что с помощью образов‑символов в поэме дана картина начального этапа революции, показаны её основные конфликты и противоречия. Отсюда и сложное отношение автора к этому историческому событию.

Драматизм любви в русской литературе (на примере одного-двух произведений).

Начните своё сочинение с небольшого рассуждения о том, что тема любви занимает в литературе одно из важнейших мест. Образцов произведений на эту тему в русской литературе очень много. Среди них можно выделить романы «Евгений Онегин» А. С. Пушкина, «Обломов» И. А. Гончарова, «Отцы и дети» И. С. Тургенева, рассказы И. А. Бунина из цикла «Тёмные аллеи» и т. д.

Тема любви становится важнейшей и в творчестве А. И. Куприна, начиная с ранних рассказов и заканчивая такими шедеврами, как «Суламифь» и «Гранатовый браслет».

В одной из лучших своих повестей «Олеся» А. И. Куприн с большой силой раскрыл тему любви, показав, как трагически отражается социальное угнетение на личных судьбах людей.

В основе повести лежит история любви юной полесской «колдуньи» и интеллигента Ивана Тимофеевича. А. И. Куприн сталкивает не просто две разные натуры, а два совершенно различных мировосприятия. Героиня — «дитя природы», она хранит в себе свободу, её загадки и таинства, её первобытную цельность. Герой «добрый, но только слабый» человек, городской житель. Он находится в плену условностей.

Покажите на примере анализа сюжета произведения, как в решении этой темы А. И. Куприн отталкивается от социальных противоречий и приходит к общечеловеческому осмыслению чувства любви.

Ситуацию драматичной любви Вы можете раскрыть на примере и другого произведения А. И. Куприна.

В рассказе «Гранатовый браслет» мелкий чиновник Желтков, безответно влюблённый в светскую даму, прекрасен в своём чувстве, возвысившем его над титулованными господами из большого света, где любовь «снизошла до какого-то житейского удобства, до маленького развлечения», где живут люди «с цыплячьими телами и заячьими душами».

Желтков безразличен ко всему, кроме своей любви, и нечувствителен к социальному злу. Иные мысли волнуют и автора: любовь у А. И. Куприна всегда трагична, это величайшая трагедия мира, но она, даже безответная, озаряет всю жизнь, пробуждая те чувства, которые дремлют в человеке. Поэтому неслучайно финал повести «Гранатовый браслет» остаётся открытым. Духовный мир героини, соприкоснувшись с неземной, всепоглощающей любовью Желткова, обрёл новые черты, получил некий импульс, заставив Веру Шеину почувствовать и то, что ею было давно утеряно. Для такой любви нет места в мире, который Желтков решает покинуть через самоубийство.

Сила любви в разной степени проявляется в характерах героев, и от произведения к произведению нарастает трагический мотив. Автора интересует необыкновенно цельный характер, одержимый всепоглощающим чувством и способный на решительный поступок. Желтков поражает той выдержкой, с которой он уходит из жизни, благословляя любовь, которая стала причиной его трагедии. И она невозможна в натурах вроде инженера Ивана Тимофеевича («Олеся») — честных, искренних, но озабоченных собой, своим местом в жизни. Как правило, они проигрывают «поединок» прежде всего с собой.

В заключении сочинения подведите итог всему вышесказанному. Подчеркните, что автор от произведения к произведению выводит тему любви из социальной сферы. Куприн показывает, как всепоглощающее чувство героев приводит к отказу от своего «Я». Любовь становится величайшей трагедией в мире.