Перейти к содержанию

В каких произведениях отечественной литературы изображаются сцены безудержного вранья и как такая реакция влияет на понимание характеров персонажей

Для выполнения задания используйте отдельный лист. Сначала сформулируйте прямой связный ответ (5–10 предложений). Аргументируйте свои суждения, опираясь на анализ текста произведения, не искажайте авторской позиции, не допускайте фактических и логических ошибок. Выполняя задание, подберите для сопоставления два произведения разных авторов (в одном из примеров допустимо обращение к произведению того автора, которому принадлежит исходный текст); укажите названия произведений и фамилии авторов и сопоставьте произведения с предложенным текстом в заданном направлении анализа. Соблюдайте нормы литературной письменной речи, записывайте ответы аккуратно и разборчиво.

В каких произведениях отечественной литературы изображаются сцены безудержного вранья и как такая реакция влияет на понимание характеров персонажей?


Для ответа на вопрос обратитесь к двум произведениям XIX века, в которых представлена заданная сцена: например, «Горе от ума» А. С. Грибоедова и «Мёртвые души» Н. В. Гоголя.

В пьесе А. С. Грибоедова враньё действующих лиц подчёркивает недалёкость и грубость «фамусовского общества». Рассмотрите эпизод нарастания сплетни о сумасшествии Чацкого: неосторожное слово Софьи подхватывают Г. N. и Г. D., развивают Загорецкий, Хрюмины и госпожа Хлестакова. Покажите, как объединяются гости Фамусова в своей ненависти к передовому человеку. Чем в конце концов заканчивается эта история? Обратите внимание на то, что роднит две комедии: беспочвенное враньё, произнесённое «достопочтенными» лицами, принимается за чистую монету; никто из героев даже не пробует усомниться в абсурдности происходящего.

В поэме Н. В. Гоголя враньё выступает как отличительная черта одного из героев, которую зло высмеивает автор, характеризуя вздорный характер и нечестность Ноздрёва. «Исторический человек» Ноздрёв — мастер «пули лить», причём совершенно без всякой нужды, может рассказать, что у него была лошадь голубой и розовой масти. Чтобы прихвастнуть перед Чичиковым, он готов приписать себе несуществующие владения, а своим собакам — немыслимые достоинства. Его враньё — обратная сторона русской удали, он ведь сам верит во всё, что говорит, как и Хлестаков, который, завираясь, сам теряется, где правда, где ложь. Парадокс заключается в том, что, когда Ноздрёв говорит правду, разоблачая «негоцию» Чичикова на балу, помещику никто не верит, потому что всем известна его сущность.

В заключении сделайте вывод о том, что авторы могут использовать сцены вранья совершенно с разными целями, но так или иначе ключевой из них будет являться характеристика героя.