Перейти к содержанию

Купеческий сын в ситуации «бесчестья»: Степан Парамонович («Песня про… купца Калашникова» М. Ю. Лермонтова) и Тихон Иванович («Гроза» А. Н. Островского)

Выберите только ОДНУ из четырех предложенных тем сочинений
Напишите сочинение объёмом не меньше 200 слов (при объёме меньше 150 слов за сочинение выставляется 0 баллов).
Раскройте тему сочинения полно и многосторонне.
Аргументируйте свои суждения, опираясь на анализ текста(-ов) произведения(-ий). В сочинении по лирике нужно проанализировать не меньше трёх стихотворений.
Не искажайте авторской позиции, не допускайте фактических ошибок.
Используйте теоретико-литературные понятия для анализа произведения(-ий).
Продумайте композицию сочинения, избегайте логических ошибок.
Соблюдайте нормы литературной письменной речи, пишите сочинение аккуратно и разборчиво.

Купеческий сын в ситуации «бесчестья»: Степан Парамонович («Песня про… купца Калашникова» М. Ю. Лермонтова) и Тихон Иванович («Гроза» А. Н. Островского).

Почему стихотворения Ф. И. Тютчева о природе называют философскими манифестами?

В чём смысл названия поэмы А. А. Ахматовой «Реквием»?

Человек и природа в русской лирической поэзии. (На примере одного-двух стихотворений русской литературы)


Купеческий сын в ситуации «бесчестья»: Степан Парамонович («Песня про… купца Калашникова» М. Ю. Лермонтова) и Тихон Иванович («Гроза» А. Н. Островского).

Начните своё сочинение с мысли о том, что купечество неоднократно оказывалось в центре повествования в произведениях русской классики. Наиболее знакомые вам произведения: «Песнь про … купца Калашникова» М. Ю. Лермонтова, если говорить о литературе первой половине XIX века, и «Гроза» А. Н. Островского — вторая половина XIX века. Тем интереснее рассмотреть динамику развития авторского взгляда на данное сословие в их произведениях.

Главный герой «Песни…» — купец Калашников — наделяется чертами былинного богатыря и вместе с тем романтического персонажа. Степан Парамонович одержим одной целью — стремлением отомстить опричнику, опозорившему его жену. Калашникова не пугают ни смерть, ни царский гнев. Для него всего дороже честь. Степан готов стоять до конца за «святую правду-матушку». Он не просто вступает в поединок с Кирибеевичем, но восстаёт против системы произвола и вседозволенности царской власти, ведь Иван Васильевич готов нарушить своё слово, первоначально обещав праведный бой.

Герой А. Н. Островского Тихон Кабанов — человек другой эпохи. Он живёт в доме, где сильны домостроевские законы. В силу своего характера он не может понять тоску жены по настоящей любви. Тихон уезжает в Москву насладиться свободой и не внемлет просьбам Катерины взять её с собой. Нарушив супружеский долг, героиня всенародно кается в грехе. Однако Тихон готов простить Катерину, потому что любит её. Только по настоянию матери он несколько раз побил жену согласно домостроевским обычаям, но сам страдает от этого. После самоубийства Катерины именно Тихон бросает Кабанихе страшные слова обвинения в том, что она загубила невестку. Его слабость является одной из причин того, что случилось в купеческом доме.

В заключении сделайте вывод о том, как по-разному ведут себя герои в ситуации бесчестия. Коротко резюмируйте свои суждения, приведя в качестве примера как Калашникова, так и Кабанова.

Почему стихотворения Ф. И. Тютчева о природе называют философскими манифестами?

Создавая сочинение на предложенную тему, начните с того, что обратитесь к эстетическим принципам и философии творчества Ф. И. Тютчева. Коротко передайте их смысл. Обратите внимание на то, что у поэта особый взгляд на отношения между человеком и природой: мир природы абсолютно гармоничен. Природа одухотворена: она может мыслить, радоваться, грустить. Человек же в мире тютчевской поэзии слеп к этой гармонии, не понимает её чуда, потому что в сравнении с природой человек слаб как физически, так и духовно.

Помните о том, что, раскрывая тему сочинения, вам необходимо обратиться к трём произведениям автора, наиболее ярко иллюстрирующим её. Рассмотрите стихотворения «Полдень», «Не то, что мните вы, природа…», «Природа — сфинкс. И тем она верней…».

Так, в стихотворении «Полдень» поэт приближается к античным представлениям о природе: картина жаркого летнего дня; утомлённые солнцем природа и человек отдыхают и предаются дремоте. В стихотворении упоминается о Пане как олицетворении души природы. Вспомните воззрения греков на то, что в полдень всё живое охватывает покой. Дремота окутывает всю природу и мифологическое олицетворение её души — Пана. Гармонично сочетая русскую природу и древнегреческие мифологические божества, поэт подчёркивает единение и гармонию окружающего мира.

Обратитесь к стихотворению «Не то, что мните вы, природа…». В нём поэтом воспеваются картины природы, в нём нет равнодушного любования. Природа пробуждает в лирическом герое размышления о вечных вопросах человеческого бытия. Акцентируйте внимание на том, что ни в одном стихотворении Ф. И. Тютчева природа не выступает фоном, она всегда самостийна, одухотворена. В данном стихотворении автор размышляет о взаимоотношениях человека и природы. Красной нитью проходит мысль о том, что люди глухи к природе, а значит, не умеют жить в гармонии с ней и друг с другом.

Наконец, рассмотрите миниатюру «Природа — сфинкс. И тем она верней…»:

Природа — сфинкс. И тем она верней
Своим искусом губит человека,
Что, может статься, никакой от века
Загадки нет и не было у ней.

Стоит отметить, что стихотворение «Природа — сфинкс. И тем она верней…» было написано в 1869 году. Поэт понимал, что его жизнь близится к концу. В стихотворении звучит мысль о том, что постичь тайны этого мира невозможно. Автор считает, что природа ввела человека в заблуждение и заставила его признать поражение. Поэт убеждён: любое явление имеет своё логическое объяснение, но человек не готов к тому, чтобы получить ответы на свои вопросы.

При подведении итогов отметьте, что столкновение вечного и мимолётного, отражённое в образах возрождающейся природы и конечности человеческой жизни, становится особенностью поэтического наследия Ф. И. Тютчева.

В чём смысл названия поэмы А. А. Ахматовой «Реквием»?

Начните своё сочинение с краткой предыстории создания поэмы, которая тесно связана с биографией поэта. Вспомните значение слова «реквием». Реквием — заупокойная месса в католической церкви латинского обряда. Подумайте, почему именно это слово подбирает А. А. Ахматова, давая название своей поэме.

Создававшаяся на протяжении двадцати лет, поэма «Реквием» посвящена жертвам сталинских репрессий, но в то же время это плач по сыну, который проходит все Христовы муки. Образ страдающей матери расширяется до исторических, общенародных, вселенских масштабов. Это горе всей страны, теряющей своих детей; это судьба лирической героини, разлучённой с единственным сыном; это страдание Богоматери, «во гробе зрящей» Иисуса.

Традиция христианства соединяется в поэме с фольклорной интонацией причитаний. Женщины всех времён — все те, кто знает цену утрат, соединяются в едином скорбном гласе:

Буду я, как стрелецкие жёнки,
Под кремлёвскими башнями выть.

Сквозные мотивы немоты, «окаменения», непонимания, безумия, жизни и смерти развивают лирический сюжет поэмы. Образы распятия, креста, евангельской жертвы вызывают библейские ассоциации. Поэма состоит из десяти стихотворений, которые соотносятся с числом испытаний Иисуса. Выполняя заказ, полученный от горем убитых матерей, А. А. Ахматова не зря обращается к библейским аллюзиям.

Таким образом, обращаясь к жанру католического заупокойного богослужения, поэт отпевает жертвы российской истории, раскрывает трагедию века.

Человек и природа в русской лирической поэзии. (На примере одного-двух стихотворений русской литературы)

Тема человека и природы занимает значительное место в лирике XIX и ХХ, а теперь уже и XXI века. Русские поэты любят природу, восхищаются её красотой, мудрым равновесием. Индивидуальное сознание человека, его душевная жизнь часто русскими поэтами осмысляется через взаимоотношения с природой. Вариации на эту тему можно встретить в творчестве А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Ф. И. Тютчева, А. А. Фета, С. А. Есенина, Б. Л. Пастернака, Н. М. Рубцова и др. Определитесь, стихотворения какого поэта вы будете анализировать.

Например, природа в поэзии Б. Л. Пастернака предстаёт не бессмысленной стихией, а основой жизни, носительницей её сути. Она всегда одухотворена и олицетворена и становится действующим лицом наравне с человеком. Человек выражает действия и поступки природы словами, то есть поэт лишь соучастник жизни, стихи сочиняются природой, а поэт доказывает их подлинность.

В стихотворении «Февраль. Достать чернил и плакать!» лирический герой под воздействием обновляющегося, пробуждающегося к жизни мира обретает способность «слагать стихи навзрыд». Поэт бросается навстречу природе, её стихиям, стремится «перенестись туда, где ливень/ещё шумней чернил и слёз».

В стихотворении «Сосны» поэт развивает мысль о том, что человек и природа слиты воедино. Природа для человека — это не чуждое ему пространство. Он чувствует себя здесь своим, поэтому всё, что происходит в природе, рождает в душе человека отклик и вызывает ассоциации.

Идея единства человека и природы лежит в основе лирического повествования в стихотворении «Июль». Комментируя это стихотворение, обратите внимание на то, что в характеристике летнего месяца соединяются приметы природы и обычной человеческой жизни.

В заключительной части сочинения подведите итоги и резюмируйте всё сказанное.