Перейти к содержанию

Как раскрывается в балладе В. А. Жуковского «Светлана» тема вечного противостояния света и тьмы

Выберите только ОДНУ из четырех предложенных тем сочинений
Напишите сочинение объёмом не меньше 200 слов (при объёме меньше 150 слов за сочинение выставляется 0 баллов).
Раскройте тему сочинения полно и многосторонне.
Аргументируйте свои суждения, опираясь на анализ текста(-ов) произведения(-ий). В сочинении по лирике нужно проанализировать не меньше трёх стихотворений.
Не искажайте авторской позиции, не допускайте фактических ошибок.
Используйте теоретико-литературные понятия для анализа произведения(-ий).
Продумайте композицию сочинения, избегайте логических ошибок.
Соблюдайте нормы литературной письменной речи, пишите сочинение аккуратно и разборчиво.

Как раскрывается в балладе В. А. Жуковского «Светлана» тема вечного противостояния света и тьмы?

В чём заключается неоднозначность изображения мужика в сказке М. Е. Салтыкова-Щедрина «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»? (С опорой на эпизоды сказки)

Над какими философскими вопросами размышляет А. А. Блок в своих стихотворениях?

Как в русской литературе раскрывается проблема чести и долга? (На примере одного-двух произведений)


Как раскрывается в балладе В. А. Жуковского «Светлана» тема вечного противостояния света и тьмы?

Приступая к сочинению, помните, что оно должно содержать ответ на вопрос, который важно обосновать примерами из текста и комментарием к ним. В ходе рассуждения объясните позицию автора. Обязательно вводите теоретические понятия.

Размышляя над вопросом, обратите внимание на то, что в балладе В. А. Жуковского «Светлана» события происходят в святочные дни. Здесь необходимо понимать особенность этого периода: история с героиней происходит в дни ожесточённой борьбы тёмных и светлых сил в природе, а также в душе человека.

Начните сочинение с утверждения о том, что основной конфликт произведения, борьба светлых и тёмных сил в душе человека, намечен первой же фразой, открывающей повествование: «Раз в крещенский вечерок/Девушки гадали».

Обратите внимание, что конфликт между тёмными и светлыми силами Жуковский сопрягает с любовным конфликтом. Героиня влюблена, но милый друг находится далеко, и Светлана тоскует по нему. Её печаль настолько глубока, что юная красавица даже не участвует в хороводах, она стоит в стороне от весёлых подруг. Душа героини погружается во тьму.

Подчеркните, что атмосфера напряжения, тревоги и тьмы усиливается образами луны, тумана, сумрака, а также волнением и страхом героини во время гадания. Светлана гадает, и силы тьмы окончательно вступают в свои права. Во сне исполняется желание девушки: к ней возвращается жених и они едут венчаться. Жуковский строит сюжет таким образом, что тёмные силы предлагают девушке то, чего она больше всего желает, они искушают и завлекают её. Однако её жених оказывается мертвецом.

В кульминации, когда героиня понимает, что перед ней не настоящий возлюбленный, она совершает поступок, характеризующий её как истинно верующую христианку: Светлана искренне молится Спасу, обращаясь к Богу с просьбой о заступничестве. Образ «голубочка белого» становится знаком того, что её молитвы услышаны и светлые силы защитят девушку. Жуковский показывает, как свет побеждает тьму, и это происходит прежде всего в душе героини.

Светлана просыпается от ужасного сна, не зная «радость или кручину» он ей сулит. Но у балладного действия счастливый конец — настоящий жених возвращается к героине.

В выводе можно отметить, что любовь Светланы вознаграждена за то, что она, грустя и терзаясь неизвестностью, искренне верила в милость Божью и счастье.

В чём заключается неоднозначность изображения мужика в сказке М. Е. Салтыкова-Щедрина «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»? (С опорой на эпизоды сказки)

Приступая к сочинению, помните, что оно должно содержать ответ на вопрос, который важно обосновать примерами из текста и комментарием к ним. В ходе рассуждения объясните позицию автора. Обязательно вводите теоретические понятия.

Начните своё сочинение с мысли о том, что М. Е. Салтыков‑Щедрин много размышлял о народе. Результаты этих раздумий отразились в сказках. Темы народа, его положения в России писатель касается и в «Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил».

Кратко прокомментируйте ситуацию, в которую автор помещает своего героя. Обратите внимание на важную деталь: автор называет мужика «мужичиной». Так он подчёркивает в его облике физическую мощь, громадную силу. Это настоящий богатырь. Но автор показывает, что мужик не может, не умеет дать отпор беспомощным генералам.

Салтыков‑Щедрин подчёркивает в своём герое находчивость, сноровку. Всё у него спорится. Приведите примеры из текста, доказывающие, что мужик приспособлен к жизни, умеет работать. Писатель восхищается и гордится им.

Однако с горькой иронией сатирик указывает на привычку героя принижать себя. Здесь также необходимо привести примеры из текста и прокомментировать их. Обратите внимание на гротеск, с помощью которого автор доводит до абсурда рабскую привычку подчиняться.

Двойственность в изображении героя прослеживается и в финале сказки. Автор с иронией повествует о том, что мужик построил настоящий корабль, на котором оказывается возможным «океан-море переплыть», а дно его он для удобства генеральского заботливо уложил лебяжьим пухом. В сложном пути мужичина не забывает и о господском благополучии: он «кормит генералов селёдками». Генеральская же благодарность весьма скромная: рюмка водки да пятак серебра. А мужичина большего и не требует.

Подводя итоги, отметьте, что в «Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил» М. Е. Салтыков‑Щедрин показывает одновременно силу и слабость простого русского народа. Сатирик указывает на огромный потенциал, скрытый в народных массах, и одновременно подчёркивает крестьянскую пассивность, покорность, долготерпение.

Над какими философскими вопросами размышляет А. А. Блок в своих стихотворениях?

Приступая к сочинению по поэзии, помните, что в работе должно быть проанализировано не менее трёх стихотворений.

Начните сочинение с определения сути и характера философских вопросов. Это вечные вопросы о жизни и смерти, об устройстве мира, о том, каков этот он, о месте человека в мире и т. п. В своей лирике А. А. Блок расширяет традиционный круг вопросов и философски осмысляет любовь и даже судьбу России.

После небольшого вступления переходите в анализу стихотворений, которые Вы подобрали.

Например, одним из самых знаменитых философских произведений А. А. Блока является стихотворение «Ночь, улица, фонарь, аптека…».

В нём поэт осмысляет мир. Он подчёркивает в нём бездуховность, механистичность, бессмысленность. Стихотворение воспроизводит тусклую, беспросветную, враждебно холодную действительность. Традиционно в литературе «свет» символизирует гармонию, разум, добро, полноту жизни. Здесь же он лишается своей основной функции и определяется как «тусклый». В «страшном мире», изображаемом поэтом, нет ни свободы, ни развития, возможна лишь имитация движения — «ледяная рябь» на поверхности канала. Жизнь замерла, превратилась в бессмысленное и однообразное движение по кругу. И даже смерть в этом мире не может преодолеть унылого однообразия, потому что всё повторится, всё начнётся «опять сначала». Эту безысходность, замкнутость подчёркивает кольцевая композиция: в конце произведения повторяется его начальная строка. Вы можете показать динамику в развитии философской мысли поэта.

Например, несколько иначе Блок размышляет над жизнью в стихотворении «О, весна без конца и без краю…». Автор уже в начале произведения выражает своё отношение к жизни словом «принимаю». Жизнь представляется поэту противоречивой. На это указывают контрастные образы: удача — неудача; смех — плач; простор — томление. Обратите внимание, что и образ щита двойственен: с одной стороны, это средство защиты от опасности, но в стихотворении — это ещё средство восторженного приветствия весны, самого воплощения жизни.

Охарактеризуйте восприятие жизни и мира лирическим героем и поэтом. В человеческом бытии подчёркивается стихийность, неуправляемость и противоречивость. Лирический герой признаёт, что оно полно тревог и испытаний, но он готов противостоять несовершенству мира, не смиряется с ним. Герой смотрит жизни в лицо, «ненавидя, кляня и любя».

Постарайтесь показать разнообразие философских тем в лирике Блока. В произведении «Река раскинулась. Течёт, грустит лениво…» предметом философского осмысления становится историческая судьба России. Лирический герой размышляет о драматичном историческом пути родины. Он определяет его образным выражением «вечный бой». Судьба современного поколения представляется поэту как стремительное движение вперёд, вечный бой, который драматичен. Символом России становится стремительно мчащаяся вперёд степная кобылица. Подумайте, каким характером наделяет образ России Блок, называя её «степной кобылицей».

В заключительной части сочинения подведите итоги и резюмируйте всё вышесказанное Вами. Помните: в

Как в русской литературе раскрывается проблема чести и долга? (На примере одного-двух произведений)

Приступая к сочинению, помните, что оно должно содержать ответ на вопрос, который важно обосновать примерами из текста и комментарием к ним. В ходе рассуждения объясните позицию автора. Обязательно вводите теоретические понятия.

Выберите для себя любое произведение, в котором раскрывается тема чести и долга. Это может быть роман А. С. Пушкина «Капитанская дочка», роман М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» (повесть «Княжна Мери»), роман-эпопея Л. Н. Толстого «Война и мир», рассказ М. А. Шолохова «Судьба человека».

Начните своё сочинение с мысли о том, что вопрос чести, долга и бесчестия относится к разряду вечных и многие русские писатели размышляли над ним. В «Капитанской дочке» А. С. Пушкина это одна из центральных проблем романа. Она связана прежде всего с изображением нравственного выбора Гринёва и Швабрина в определённый период их жизни.

Это молодые офицеры. Оба служат в Белогорской крепости, оба дворяне. Они близки по возрасту, образованию, умственному развитию.

Нравственные качества героев раскрываются в ситуациях двух конфликтов: любовного (оба героя влюблены в дочь капитана Миронова) и социального (бунт Пугачёва).

Подчеркните, что Гринёв честен, открыт, прямодушен. Он живёт и действует по велению сердца, для которого главными являются законы дворянской чести. Пётр Андреевич последовательно честен. Он несколько раз выбирает между честью и бесчестием, между жизнью и смертью. Приведите примеры испытания чести Гринёва. Прокомментируйте поведение героя. Подчеркните, что во всех этих случаях он, рискуя жизнью, проявляет твёрдость своих принципов.

Швабрин же совершает один за другим безнравственные поступки. Он намеренно описывает Гринёву Машу «совершенною дурочкою», утаивает от него своё сватовство к капитанской дочке и т. д. Прокомментируйте действия Швабрина во время дуэли, на которой был ранен Гринёв.

Но главное преступление Швабрина в цепи его бесчестных поступков — это переход на сторону Пугачёва не по идейным, а по корыстным соображениям. Он спасает свою жизнь, нарушая присягу. Гринёв с изумлением видит «среди старшин Швабрина, остриженного в кружок и в казацком кафтане» и испытывает от этой картины омерзение.

Автор разделяет позицию рассказчика. Об этом свидетельствует эпиграф к повести («Береги честь смолоду»). Гринёв сохранил верность долгу и чести и был вознаграждён судьбой: его, преступника в глазах государства, милует императрица Екатерина II. Но самой большой наградой для героя становится воссоединение с возлюбленной Машей Мироновой.

В заключительной части сочинения подведите итоги и резюмируйте всё вышесказанное. Помните: вывод обязательно должен быть связан с центральным вопросом-темой.