Перейти к содержанию

Какова авторская позиция в «Слове о полку Игореве» и какими средствами она выражена

Выберите только ОДНУ из четырех предложенных тем сочинений
Напишите сочинение объёмом не меньше 200 слов (при объёме меньше 150 слов за сочинение выставляется 0 баллов).
Раскройте тему сочинения полно и многосторонне.
Аргументируйте свои суждения, опираясь на анализ текста(-ов) произведения(-ий). В сочинении по лирике нужно проанализировать не меньше трёх стихотворений.
Не искажайте авторской позиции, не допускайте фактических ошибок.
Используйте теоретико-литературные понятия для анализа произведения(-ий).
Продумайте композицию сочинения, избегайте логических ошибок.
Соблюдайте нормы литературной письменной речи, пишите сочинение аккуратно и разборчиво.

Какова авторская позиция в «Слове о полку Игореве» и какими средствами она выражена?

В чём заключается неоднозначность образа народа в лирике Н. А. Некрасова?

Какими мотивами и образами представлена любовная лирика С. А. Есенина?

Евангельские образы и мотивы в русской литературе (на примере одного-двух произведений).


Какова авторская позиция в «Слове о полку Игореве» и какими средствами она выражена?

Начните своё сочинение с мысли о том, что автор «Слова о полку Игореве» утверждает идею необходимости единства Руси в борьбе с внешними врагами, в частности с кочевниками (половцами), а также необходимости прекращения усобиц — войн между отдельными феодалами.

Обратите внимание, что эту идею автор «Слова…» доносит до читателя прежде всего тем, что в произведении он стремится подчеркнуть главенствующее положение Святослава Киевского, а именно прославляются его победы. Автор даже неверно отражает действительные родственные связи. Например, киевский князь в «Слове…» именует своих двоюродных братьев — Игоря и Всеволода — «сыновцами» (племянниками), а его самого автор называет их «отцом». Так автор подчёркивает статус старшего князя Святослава по отношению к остальным князьям. В монологе киевского князя, который в произведении называется «Золотым словом», звучит упрёк в том, что Игорь и Всеволод хотели обрести славу побед над половцами и разделить только между собою славу своего похода.

Для того чтобы выразить свою позицию, автор прибегает к особым композиционным приёмам. Например, вставные эпизоды (исторические экскурсы «Слова…») подчинены идее необходимости единства князей: повествователь осуждает Олега Гориславича, «ковавшего крамолы», но он с гордостью вспоминает о временах Владимира Святославича, когда Русь была единой.

Отношение автора к русским князьям двойственное: с одной стороны, он видит в них представителей Руси, он им сочувствует, гордится их успехами, скорбит об их неудачах, но, с другой — осуждает их эгоистическую, узко местническую политику и их раздоры, их нежелание совместно защищать Русскую землю.

На примере похода Новгород-Северского князя автор показывает, к чему может привести отсутствие единения. Игорь терпит поражение только потому, что не хотел делить с кем-либо славу.

В заключение резюмируйте всё вышесказанное. Идея единения перед лицом страшной внешней опасности подчиняет себе всё содержание «Слова…». Призыв к единению проникнут в произведении страстной любовью к родине.

В чём заключается неоднозначность образа народа в лирике Н. А. Некрасова?

Приступая к сочинению по лирике, помните, что Вам необходимо проанализировать три произведения. Подберите стихотворения в заданном тематическом направлении и последовательно каждое прокомментируйте.

Начните своё сочинение с того, что тема народа и его трагической судьбы волновала многих писателей и поэтов. В творчестве Н. А. Некрасова она стала главной. Неслучайно в «Элегии» поэт утверждает: «Я лиру посвятил народу своему». Он создаёт целую галерею народных образов. Например, в стихотворении «Несжатая полоса» центральное место занимает образ измученного, измождённого постоянной работой труженика, который, имея клочок собственной земли, не в состоянии собрать скудный, но необходимый для жизни урожай.

Стихотворение «Размышления у парадного подъезда» — это раздумья о судьбе русского народа. Основная мысль автора заключается в том, что мужик должен воспрянуть, проснуться, потому что только он может что-то изменить в своей судьбе.

С самого начала описание мужиков проникнуто сочувствием. Оно постепенно переходит в сострадание, и ходоки превращаются в обобщённый образ русского мужика, который, в свою очередь, трансформируется в образ русского народа.

В самый трагический момент эпизода, когда крестьян прогоняют, Некрасов называет их пилигримами. Это слово контрастирует со словом «чернь». В данном контексте оно приобретает оценочный характер. Слово высокого стиля подчёркивает особое отношение поэта к крестьянам. Но поэт-реалист не пытается идеализировать русского мужика. Некрасов с горечью понимает, что «за заставой, в харчевне убогой всё пропьют бедняки до рубля».

Неоднозначно образ народа раскрывается в стихотворении «Железная дорога», в котором показаны рабский труд крестьян и их покорность:

Грабили нас грамотеи-десятники,
Секло начальство, давила нужда …
Всё претерпели мы, божии ратники,
Мирные дети труда!

Символом труженика становится образ больного белоруса с заступом в руках, работающего по колено в холодной воде. Поэт рисует его предельно натуралистичный портрет: «Губы бескровные, веки упавшие,/Язвы на тощих руках,/Вечно в воде по колено стоявшие/Ноги опухли; колтун в волосах». Но, создавая внешне неприглядный образ, Некрасов возвышает его и высказывает глубокую веру в то, что народ «вынесет всё, что господь ни пошлёт».

Прокомментируйте, каким предстаёт образ народа в четвёртой части произведения. Подумайте, чем обусловлена горькая ирония повествователя в самом финале и о чём говорит эпизод с бочкой вина.

В заключительной части сочинения подведите итоги и резюмируйте всё вышесказанное. Помните: вывод обязательно должен быть связан с центральным вопросом-темой.

Какими мотивами и образами представлена любовная лирика С. А. Есенина?

Приступая к сочинению по лирике, помните, что Вам необходимо проанализировать три произведения. Подберите стихотворения в заданном тематическом направлении и последовательно каждое прокомментируйте.

Начните своё сочинение с того, что тема любви занимает значительное место в лирике С. А. Есенина.

В стихотворениях поэт передаёт различные переживания, связанные с этим чувством: радость встречи, тоску разлуки, любовные порывы, грусть сомнений, отчаяние. Уже в ранней лирике богатая образность передаёт красоту светлых чувств. В стихотворении «Не бродить, не мять в кустах багряных…» поэт воспринимает любовь как чудо: «кто выдумал твой гибкий стан и плечи — к светлой тайне приложил уста». Этот смысл усиливается в произведении переплетением любовных мотивов с мотивами природы. Следуя именно этому принципу, поэт создаёт образ возлюбленной:

С алым соком ягоды на коже,
Нежная, красивая, была
На закат ты розовый похожа
И, как снег, лучиста и светла.

В произведении «Заметался пожар голубой…» лирический герой признаётся, что любовь совершенно изменила его и он «отрекается скандалить». Прокомментируйте, в чём теперь заключается смысл жизни для героя. Обратите внимание на то, как поэт изображает возлюбленную.

В стихотворении «Шаганэ ты моя, Шаганэ!» любовь к женщине переплетается с любовью к родной стране. Эти два чувства неразрывны. Герой готов рассказать молодой красавице о самом сокровенном, и в этом проявляется интимность интонации лирического повествования стихотворения.

В заключительной части сочинения подведите итоги и резюмируйте всё вышесказанное Вами. Помните: вывод обязательно должен быть связан с центральным вопросом-темой.

Евангельские образы и мотивы в русской литературе (на примере одного-двух произведений).

Начните своё сочинение с мысли о том, что русская литература имеет большую и серьёзную традицию обращения к евангельскому тексту. Многие русские писатели и поэты обращались к тексту Святого писания. Среди них А. С. Пушкин, М. Ю. Лермонтов, Ф. М. Достоевский, Л. Н. Толстой, А. П. Чехов, М. А. Булгаков, Б. Л. Пастернак и др.

Обратите внимание на то, что в рассказе А. П. Чехова «Студент» евангельские образы и мотивы находятся в центре повествования.

За незатейливым сюжетом скрывается история душевной жизни героя, его попытки сориентироваться в мире. Иван рассказывает крестьянкам легенду о предательстве апостола Петра. Этой легендой он словно пытается доказать женщинам и себе, что на земле не осталось места для добра, верности, преданности: если даже «страстно, без памяти» любящий Иисуса ученик трижды отрекается от своего Учителя, значит, утрачены важнейшие общечеловеческие представления о нравственности, без которых человек перестаёт быть человеком.

Подумайте, почему описываемые события происходят в Страстную пятницу. Это день переживания страстей Христовых, однако с этим евангельским эпизодом связана также ситуация отречения и раскаяния. В эту ночь ученик Христа делает для себя открытие: он узнаёт себя как человека. Чеховский герой тоже совершает своеобразное «предательство» своей веры, впав в уныние и отчаяние от голода и холода. Как и Пётр, Иван проходит через отречение, отступничество и отрицание.

Подчеркните, что главным в истории о Петре становится его раскаяние. Неслучайно студент несколько раз говорит о его плаче. В этой связи важна мысль о том, что главное в человеке — способность осознать свои слабости, увидеть себя по-новому, искренне раскаяться.

Обратите внимание на образы женщин, слушающих рассказ. Подумайте, как они связаны с евангельским сюжетом и героем.

Реакция вдовы и её дочери на рассказанную легенду оказалась неожиданной для Ивана: «Студент вздохнул и задумался. Продолжая улыбаться, Василиса всхлипнула, слёзы, крупные, изобильные, потекли у неё по щекам, и она заслонила рукавом лицо от огня, как бы стыдясь своих слёз, а Лукерья, глядя неподвижно на студента, покраснела, и выражение у неё стало тяжёлым, напряжённым, как у человека, который сдерживает сильную боль». Легенда, которую рассказчик преподносит слушательницам, хорошо известна им из Священного писания. Тем не менее, она стала откровением для всех троих.

Можно сделать вывод, что события легенды, несмотря на временную удалённость происходящего, воспринимаются чеховскими персонажами как явление сегодняшнего дня. Душевные страдания евангельского героя для них не историческое «далёко», не мифологическое прошлое. Пётр для Василисы и Лукерьи не персонаж Евангелия, а живой грешный человек, достойный сострадания. Это тот самый «ближний», которого, по заповеди Христовой, следует «возлюбить как и самого себя». Данная формула оказалась непреложным жизненным принципом для двух простых русских женщин. Они как бы живут в согласии с учением Христа. Горькие рыдания Петра заставили плакать Василису. И это плач не только о Петре, не только над его грехом. Женщина плачет вместе с ним.

В истории о том, что имело место «девятнадцать веков назад», звучат вечные темы, близкие для всех людей: любви, предательства, искреннего, отчаянного раскаяния и возрождения через это раскаяние.

Именно после истории Петра, в момент созерцания страданий не только ученика Христа, но и страданий Василисы и Лукерьи, которым сопереживает Иван, и начинается обратный духовный процесс в душе героя. «Теперь студент думал о Василисе: если она заплакала, то, значит, всё, происходившее в ту страшную ночь с Петром, имеет к ней какое-то отношение…», — происходит приобщение студента к народному сознанию, которое меняет его представление о безнадёжно мрачной жизни, даёт ощущение высокого её смысла, рождает мысль о связи прошлого с настоящим.

Герой рассказа ощущает не только трагедию народа, но и драму Петра, ученика Иисуса, соотнося себя с этим апостолом и стараясь психологически объяснить его поступок. Искры душевного тепла, излучаемого простыми русскими женщинами, осветили его душу, рассеяли его мучительные сомнения. Мир, казавшийся Ивану безобразным, хаотичным, вновь обретает в его глазах целостность и гармоничность. Герой начинает понимать, что человеколюбие, сострадание, любовь к ближнему своему — вот сила, от «века направлявшая человеческую жизнь», составляющая «главное в человеческой жизни и вообще на земле». Именно евангельский сюжет помогает выявить высокий смысл жизни человека.

В заключении сделайте вывод о том, что, включая в канву повествования евангельские мотивы и образы, писатель раздвигает временные рамки произведения. Евангельская история, рассказанная героем и нашедшая эмоциональный отклик в душах Василисы и Лукерьи, позволяет выйти на «вечные» вопросы бытия.