Перейти к содержанию

Как раскрывается образ князя Игоря в «Слове о полку Игореве»

Выберите только ОДНУ из четырех предложенных тем сочинений
Напишите сочинение объёмом не меньше 200 слов (при объёме меньше 150 слов за сочинение выставляется 0 баллов).
Раскройте тему сочинения полно и многосторонне.
Аргументируйте свои суждения, опираясь на анализ текста(-ов) произведения(-ий). В сочинении по лирике нужно проанализировать не меньше трёх стихотворений.
Не искажайте авторской позиции, не допускайте фактических ошибок.
Используйте теоретико-литературные понятия для анализа произведения(-ий).
Продумайте композицию сочинения, избегайте логических ошибок.
Соблюдайте нормы литературной письменной речи, пишите сочинение аккуратно и разборчиво.

Как раскрывается образ князя Игоря в «Слове о полку Игореве»?

Какова роль образа Платона Каратаева в романе-эпопее Л. Н. Толстого «Война и мир»? (С опорой на эпизоды произведения)

Какие смыслы заключены в заглавии рассказа А. И. Солженицына «Матрёнин двор»?

Тема войны в прозе ХХ века. (На примере одного-двух произведений)


Как раскрывается образ князя Игоря в «Слове о полку Игореве»?

Вопрос «как?» подразумевает содержательный аспект и способы изображения образа, приёмы. Анализ образа персонажа: описание его внешности (портрет), характер, поступки, речевая характеристика, взаимоотношения с другими персонажами — дают возможность осмыслить центральную идею произведения.

Последовательно, следуя логике развития сюжета, прокомментируйте эпизоды, в которых ярко раскрывается образ князя Игоря.

При анализе поступков необходимо вскрыть их причины. Часто причины лежат в основе натуры героя. И именно поступок позволяет понять некоторые черты персонажа. В «Слове…» раскрываются тщеславие, амбициозность, решительность, а также и непредусмотрительность героя. Способ изображения: речь (монолог героя), образ природы (солнечное затмение).

Проанализируйте эпизод обращения князя Игоря к своей дружине. Герой ярко раскрывается в сражении. Приведите характеристики его как воина, который сражается отчаянно. Но происходит самое страшное для него — он попадает в плен.

Анализируя образ героя, важно выявить отношение к нему автора. В этой связи обратите внимание на вставные эпизоды, в которых говорится о прошедших временах — о временах смуты. Вспомните эпизоды, связанные с князьями Всеславом Полоцким и Олегом Гореславичем. Автор, соблюдая этикет, прямо не осуждает Игоря, но он композиционно соотносит размышления о военном походе на половцев и описание потерь русской дружины, описание страшного сражения с воспоминаниями о стародавних временах смуты. Таким образом автор даёт оценку и самому князю Игорю, приравнивая тёмные времена прошлого к той трагедии, к которой привёл поход новгород-северского князя.

Побег князя из плена характеризует его как человека, стремящегося вернуться на родную землю.

В заключительной части сочинения подведите итоги и резюмируйте всё сказанное. Помните: вывод обязательно должен быть связан с центральным вопросом-темой.

Какова роль образа Платона Каратаева в романе-эпопее Л. Н. Толстого «Война и мир»? (С опорой на эпизоды произведения)

Приступая к сочинению, тезисно сформулируйте функции образа Платона Каратаева. Другими словами, кратко ответьте на вопрос: для чего Толстому нужен этот герой? Выявите персонажей и события, с которыми связан Каратаев.

Прежде всего, Платон Каратаев помогает раскрыть образ Пьера Безухова — героя, который находится на пути духовного самоопределения. Пьер показан Толстым человеком увлекающимся, для которого идеи становятся почти страстью. Пьер всегда находит человека, который ведёт его за собой.

И таким человеком для Пьера после масона Баздеева становится Платон Каратаев. Автор отмечает, что для всех Платон был обыкновенным простым солдатом, но для Пьера Каратаев стал «непостижимым, круглым и вечным олицетворением духа простоты и правды, таким он и остался навсегда».

Платон открывает для Пьера особую жизненную философию: смиренное, спокойное приятие физических испытаний и страданий, которые для него являются нормой. Платон не теряет присутствия духа, потому что верит в Бога и в целесообразность такого порядка вещей. Другого человека он воспринимает не как личность (это понятие ему, скорее всего, незнакомо), а как часть какого-то вселенского механизма — Всеобщего, к которому человек приобщается после смерти.

Герой становится носителем важной для Толстого составляющей отношения с миром. Это отношение выражается словом любовь. В романе говорится следующее: «Привязанностей, дружбы, любви, как понимал их Пьер, Каратаев не имел никаких; но он любил и любовно жил со всем, с чем его сводила жизнь… Он любил свою шавку, любил товарищей, французов, любил Пьера…». Писатель ведёт речь об особом типе любви: любовь ко всему Божьему миру, к каждой Божьей твари. Эта всеобъемлющая любовь.

Платон становится носителем душевного покоя и ясности. Он проникнут чувством всеобщего любовного единения людей. Толстой создаёт образ Каратаева как носителя многих характерных черт патриархального русского народа, чьими вековыми качествами являлись кротость, смирение, добросердечие и всепрощение. Но Каратаев с его чертами кротости, смирения, покорности и безотчётной любви ко всем людям не является типичным, обобщающим образом русского крестьянина. Роль его важна при изучении мировоззрения автора: в образе Каратаева впервые дано художественное воплощение элементов будущего учения Толстого о непротивлении злу насилием.

Платон Каратаев кардинально влияет на мировоззрение Пьера и существенно меняет его. Теперь это другой Пьер. Он проникается идеей всеобщей любви к людям, делает предложение руки и сердца Наташе и устраивает, наконец, свою счастливую семейную жизнь.

Платон Каратаев становится мерилом правильности и неправильности сделанного выбора. В эпилоге Пьер посвящает свою жену в подробности рассуждений, ведущихся в тайном обществе. И на вопрос Наташи, одобрил бы его новые увлечения Каратаев, Пьер отвечает противоречиво: сначала «я думаю, что да», потом — «нет, не одобрил бы». Но у Пьера свой путь, который он должен пройти в любви к людям и ради людей.

В заключительной части сочинения подведите итоги и резюмируйте всё сказанное. Помните: вывод обязательно должен быть связан с центральным вопросом-темой.

Какие смыслы заключены в заглавии рассказа А. И. Солженицына «Матрёнин двор»?

Своё рассуждение по теме можно начать с утверждения о том, что заглавие является одним из важнейших компонентов произведения. Вспомните, что первоначально А. И. Солженицын собирался назвать произведение «Не стоит село без праведника». Это заглавие обнаруживало основную идею произведения. Однако автор называет рассказ «Матрёнин двор». Заглавие рассказа Солженицына отражает сквозной образ.

Прокомментируйте прежде всего прямое значение названия, в котором содержится указание на конкретный пространственный образ — дом главной героини.

Внешне быт Матрёны поражает своей неустроенностью. Всю её собственность составляют фикусы, колченогая кошка, коза, мыши и тараканы, да ещё пальто, перешитое из железнодорожной шинели. Это говорит не только о бедности Матрёны, но и о её бессребренничестве, самоограничении. Упомянутые детали также раскрывают её особый мир. В нём фикусы заполняют одиночество хозяйки. Неслучайно автор сравнивает их с «живой толпой». Шуршание тараканов вызывает у квартиранта ассоциации с далёким шумом океана. В доме у Матрёны всё живое тянется к ней. Героиня живёт в ладу с природой и с тревогой относится к попыткам человека вторгнуться в её владения (например, освоение космоса). Внешняя необустроенность и неухоженность дома Матрёны компенсируются духовной составляющей мира главной героини.

Двор Матрёны противопоставляется внешнему миру. Если в мире героини главное — это доброта, любовь, правда, то за его пределами основой человеческих отношений становится ложь. Приведите примеры лжи. Прокомментируйте поступки председателя колхоза и его коллеги Горшкова, принципы треста и т. п. Этому миру лжи и противопоставлен Матрёнин двор. Здесь всё правда. Даже о шуршании тараканов автор говорит, что «в нём не было лжи». Необразованная, едва грамотная Матрёна чутко улавливает любое проявление фальши, о чём свидетельствует её восприятие русских песен в исполнении Шаляпина.

В заключительной части сочинения подведите итоги и резюмируйте всё сказанное. Помните: вывод обязательно должен быть связан с центральным вопросом-темой.

Тема войны в прозе ХХ века. (На примере одного-двух произведений)

Приступая к сочинению, обратите внимание на то, что произведение должно быть написано в ХХ веке и речь в нём может идти о любой войне — о войне 1812 года, Гражданской или Великой Отечественной 1941–1945 гг. и т. п.

Когда вы работаете над такой широкой темой, определите направления, по которым будете вести свои рассуждения: война как трагическое событие, разрушающее мир и судьбы людей; война как физическое и нравственное испытание человека, которое раскрывает личность героя; героизм на войне; окопная война.

В рамках предложенной темы можно рассмотреть рассказ М. А. Шолохова «Судьба человека», в котором описываются события из жизни героя, происходящие в годы Великой Отечественной войны.

Сделайте акцент на том, что в сюжете можно выделить несколько ключевых моментов, связанных с войной: проводы на фронт, плен, попытка бегства, второй побег, известие о семье, встреча с Ванюшкой.

Обратите внимание, что писатель избегает изображения больших сражений и сосредоточивается на том, как война влияет на судьбу отдельно взятого человека, за которым просматривается трагическая история целого народа.

Война отнимает у Андрея Соколова дом и семью. Необычным в изображении войны становится то, что герой практически не принимает участия в боевых действиях. Соколов в первом же бою попадает в плен. Но на этом сражения для главного героя не заканчиваются. Они приобретают другой характер. Война становится личным испытанием и каждый раз заставляет героя делать нравственный выбор.

Проанализируйте эпизод в церкви, когда Соколов убивает предателя и спасает жизнь взводному. Герою нелегко даётся убийство человека, но он совершает свой нравственный выбор и другого выхода для себя не видит.

Особенно ярко Соколов раскрылся в сцене психологического поединка с лагерфюрером Мюллером. Из него герой вышел с честью. Война становится для него нравственным испытанием.

В рассказе показано и разрушительное начало войны. Шолохов подчёркивает, что самое страшное на войне — это трагедия человеческих судеб, смерть близких. Так, возвратившегося из плена Соколова встречает страшная весть о гибели жены и дочерей. Единственный сын погибает в последний день войны.

Ещё одна жертва войны — это мальчик Ванюшка. Соколова и ребёнка сближает их сиротство. Шолохов показывает ситуацию родства по несчастью и потребности любви. Мальчик не просто заменяет герою погибшего сына Анатолия, но и становится сыном, единственным смыслом искалеченной жизни.

В заключительной части сочинения подведите итоги и резюмируйте всё вышесказанное. Помните: вывод обязательно должен быть связан с центральным вопросом-темой.