Выберите только ОДНУ из четырех предложенных тем сочинений
Напишите сочинение объёмом не меньше 200 слов (при объёме меньше 150 слов за сочинение выставляется 0 баллов).
Раскройте тему сочинения полно и многосторонне.
Аргументируйте свои суждения, опираясь на анализ текста(-ов) произведения(-ий). В сочинении по лирике нужно проанализировать не меньше трёх стихотворений.
Не искажайте авторской позиции, не допускайте фактических ошибок.
Используйте теоретико-литературные понятия для анализа произведения(-ий).
Продумайте композицию сочинения, избегайте логических ошибок.
Соблюдайте нормы литературной письменной речи, пишите сочинение аккуратно и разборчиво.
Как раскрывается образ князя Игоря в «Слове о полку Игореве»?
Какова роль образа Платона Каратаева в романе-эпопее Л. Н. Толстого «Война и мир»? (С опорой на эпизоды произведения)
Какие смыслы заключены в заглавии рассказа А. И. Солженицына «Матрёнин двор»?
Тема войны в прозе ХХ века. (На примере одного-двух произведений)
Как раскрывается образ князя Игоря в «Слове о полку Игореве»?
Вопрос «как?» подразумевает содержательный аспект и способы изображения образа, приёмы. Анализ образа персонажа: описание его внешности (портрет), характер, поступки, речевая характеристика, взаимоотношения с другими персонажами — дают возможность осмыслить центральную идею произведения.
Последовательно, следуя логике развития сюжета, прокомментируйте эпизоды, в которых ярко раскрывается образ князя Игоря.
При анализе поступков необходимо вскрыть их причины. Часто причины лежат в основе натуры героя. И именно поступок позволяет понять некоторые черты персонажа. В «Слове…» раскрываются тщеславие, амбициозность, решительность, а также и непредусмотрительность героя. Способ изображения: речь (монолог героя), образ природы (солнечное затмение).
Проанализируйте эпизод обращения князя Игоря к своей дружине. Герой ярко раскрывается в сражении. Приведите характеристики его как воина, который сражается отчаянно. Но происходит самое страшное для него — он попадает в плен.
Анализируя образ героя, важно выявить отношение к нему автора. В этой связи обратите внимание на вставные эпизоды, в которых говорится о прошедших временах — о временах смуты. Вспомните эпизоды, связанные с князьями Всеславом Полоцким и Олегом Гореславичем. Автор, соблюдая этикет, прямо не осуждает Игоря, но он композиционно соотносит размышления о военном походе на половцев и описание потерь русской дружины, описание страшного сражения с воспоминаниями о стародавних временах смуты. Таким образом автор даёт оценку и самому князю Игорю, приравнивая тёмные времена прошлого к той трагедии, к которой привёл поход новгород-северского князя.
Побег князя из плена характеризует его как человека, стремящегося вернуться на родную землю.
В заключительной части сочинения подведите итоги и резюмируйте всё сказанное. Помните: вывод обязательно должен быть связан с центральным вопросом-темой.
Какова роль образа Платона Каратаева в романе-эпопее Л. Н. Толстого «Война и мир»? (С опорой на эпизоды произведения)
Приступая к сочинению, тезисно сформулируйте функции образа Платона Каратаева. Другими словами, кратко ответьте на вопрос: для чего Толстому нужен этот герой? Выявите персонажей и события, с которыми связан Каратаев.
Прежде всего, Платон Каратаев помогает раскрыть образ Пьера Безухова — героя, который находится на пути духовного самоопределения. Пьер показан Толстым человеком увлекающимся, для которого идеи становятся почти страстью. Пьер всегда находит человека, который ведёт его за собой.
И таким человеком для Пьера после масона Баздеева становится Платон Каратаев. Автор отмечает, что для всех Платон был обыкновенным простым солдатом, но для Пьера Каратаев стал «непостижимым, круглым и вечным олицетворением духа простоты и правды, таким он и остался навсегда».
Платон открывает для Пьера особую жизненную философию: смиренное, спокойное приятие физических испытаний и страданий, которые для него являются нормой. Платон не теряет присутствия духа, потому что верит в Бога и в целесообразность такого порядка вещей. Другого человека он воспринимает не как личность (это понятие ему, скорее всего, незнакомо), а как часть какого-то вселенского механизма — Всеобщего, к которому человек приобщается после смерти.
Герой становится носителем важной для Толстого составляющей отношения с миром. Это отношение выражается словом любовь. В романе говорится следующее: «Привязанностей, дружбы, любви, как понимал их Пьер, Каратаев не имел никаких; но он любил и любовно жил со всем, с чем его сводила жизнь… Он любил свою шавку, любил товарищей, французов, любил Пьера…». Писатель ведёт речь об особом типе любви: любовь ко всему Божьему миру, к каждой Божьей твари. Эта всеобъемлющая любовь.
Платон становится носителем душевного покоя и ясности. Он проникнут чувством всеобщего любовного единения людей. Толстой создаёт образ Каратаева как носителя многих характерных черт патриархального русского народа, чьими вековыми качествами являлись кротость, смирение, добросердечие и всепрощение. Но Каратаев с его чертами кротости, смирения, покорности и безотчётной любви ко всем людям не является типичным, обобщающим образом русского крестьянина. Роль его важна при изучении мировоззрения автора: в образе Каратаева впервые дано художественное воплощение элементов будущего учения Толстого о непротивлении злу насилием.
Платон Каратаев кардинально влияет на мировоззрение Пьера и существенно меняет его. Теперь это другой Пьер. Он проникается идеей всеобщей любви к людям, делает предложение руки и сердца Наташе и устраивает, наконец, свою счастливую семейную жизнь.
Платон Каратаев становится мерилом правильности и неправильности сделанного выбора. В эпилоге Пьер посвящает свою жену в подробности рассуждений, ведущихся в тайном обществе. И на вопрос Наташи, одобрил бы его новые увлечения Каратаев, Пьер отвечает противоречиво: сначала «я думаю, что да», потом — «нет, не одобрил бы». Но у Пьера свой путь, который он должен пройти в любви к людям и ради людей.
В заключительной части сочинения подведите итоги и резюмируйте всё сказанное. Помните: вывод обязательно должен быть связан с центральным вопросом-темой.
Какие смыслы заключены в заглавии рассказа А. И. Солженицына «Матрёнин двор»?
Своё рассуждение по теме можно начать с утверждения о том, что заглавие является одним из важнейших компонентов произведения. Вспомните, что первоначально А. И. Солженицын собирался назвать произведение «Не стоит село без праведника». Это заглавие обнаруживало основную идею произведения. Однако автор называет рассказ «Матрёнин двор». Заглавие рассказа Солженицына отражает сквозной образ.
Прокомментируйте прежде всего прямое значение названия, в котором содержится указание на конкретный пространственный образ — дом главной героини.
Внешне быт Матрёны поражает своей неустроенностью. Всю её собственность составляют фикусы, колченогая кошка, коза, мыши и тараканы, да ещё пальто, перешитое из железнодорожной шинели. Это говорит не только о бедности Матрёны, но и о её бессребренничестве, самоограничении. Упомянутые детали также раскрывают её особый мир. В нём фикусы заполняют одиночество хозяйки. Неслучайно автор сравнивает их с «живой толпой». Шуршание тараканов вызывает у квартиранта ассоциации с далёким шумом океана. В доме у Матрёны всё живое тянется к ней. Героиня живёт в ладу с природой и с тревогой относится к попыткам человека вторгнуться в её владения (например, освоение космоса). Внешняя необустроенность и неухоженность дома Матрёны компенсируются духовной составляющей мира главной героини.
Двор Матрёны противопоставляется внешнему миру. Если в мире героини главное — это доброта, любовь, правда, то за его пределами основой человеческих отношений становится ложь. Приведите примеры лжи. Прокомментируйте поступки председателя колхоза и его коллеги Горшкова, принципы треста и т. п. Этому миру лжи и противопоставлен Матрёнин двор. Здесь всё правда. Даже о шуршании тараканов автор говорит, что «в нём не было лжи». Необразованная, едва грамотная Матрёна чутко улавливает любое проявление фальши, о чём свидетельствует её восприятие русских песен в исполнении Шаляпина.
В заключительной части сочинения подведите итоги и резюмируйте всё сказанное. Помните: вывод обязательно должен быть связан с центральным вопросом-темой.
Тема войны в прозе ХХ века. (На примере одного-двух произведений)
Приступая к сочинению, обратите внимание на то, что произведение должно быть написано в ХХ веке и речь в нём может идти о любой войне — о войне 1812 года, Гражданской или Великой Отечественной 1941–1945 гг. и т. п.
Когда вы работаете над такой широкой темой, определите направления, по которым будете вести свои рассуждения: война как трагическое событие, разрушающее мир и судьбы людей; война как физическое и нравственное испытание человека, которое раскрывает личность героя; героизм на войне; окопная война.
В рамках предложенной темы можно рассмотреть рассказ М. А. Шолохова «Судьба человека», в котором описываются события из жизни героя, происходящие в годы Великой Отечественной войны.
Сделайте акцент на том, что в сюжете можно выделить несколько ключевых моментов, связанных с войной: проводы на фронт, плен, попытка бегства, второй побег, известие о семье, встреча с Ванюшкой.
Обратите внимание, что писатель избегает изображения больших сражений и сосредоточивается на том, как война влияет на судьбу отдельно взятого человека, за которым просматривается трагическая история целого народа.
Война отнимает у Андрея Соколова дом и семью. Необычным в изображении войны становится то, что герой практически не принимает участия в боевых действиях. Соколов в первом же бою попадает в плен. Но на этом сражения для главного героя не заканчиваются. Они приобретают другой характер. Война становится личным испытанием и каждый раз заставляет героя делать нравственный выбор.
Проанализируйте эпизод в церкви, когда Соколов убивает предателя и спасает жизнь взводному. Герою нелегко даётся убийство человека, но он совершает свой нравственный выбор и другого выхода для себя не видит.
Особенно ярко Соколов раскрылся в сцене психологического поединка с лагерфюрером Мюллером. Из него герой вышел с честью. Война становится для него нравственным испытанием.
В рассказе показано и разрушительное начало войны. Шолохов подчёркивает, что самое страшное на войне — это трагедия человеческих судеб, смерть близких. Так, возвратившегося из плена Соколова встречает страшная весть о гибели жены и дочерей. Единственный сын погибает в последний день войны.
Ещё одна жертва войны — это мальчик Ванюшка. Соколова и ребёнка сближает их сиротство. Шолохов показывает ситуацию родства по несчастью и потребности любви. Мальчик не просто заменяет герою погибшего сына Анатолия, но и становится сыном, единственным смыслом искалеченной жизни.
В заключительной части сочинения подведите итоги и резюмируйте всё вышесказанное. Помните: вывод обязательно должен быть связан с центральным вопросом-темой.