Перейти к содержанию

Над какими вопросами задумывается лирический герой М. Ю. Лермонтова

Выберите только ОДНУ из четырех предложенных тем сочинений
Напишите сочинение объёмом не меньше 200 слов (при объёме меньше 150 слов за сочинение выставляется 0 баллов).
Раскройте тему сочинения полно и многосторонне.
Аргументируйте свои суждения, опираясь на анализ текста(-ов) произведения(-ий). В сочинении по лирике нужно проанализировать не меньше трёх стихотворений.
Не искажайте авторской позиции, не допускайте фактических ошибок.
Используйте теоретико-литературные понятия для анализа произведения(-ий).
Продумайте композицию сочинения, избегайте логических ошибок.
Соблюдайте нормы литературной письменной речи, пишите сочинение аккуратно и разборчиво.

Над какими вопросами задумывается лирический герой М. Ю. Лермонтова?

Какова роль образа Сони Мармеладовой в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»?

Проблема «футлярности» в рассказах А. П. Чехова. (С опорой на анализ произведения)

Проблема «отцов и детей» в драматургии ХХ века. (На примере одного-двух произведений)


Над какими вопросами задумывается лирический герой М. Ю. Лермонтова?

Работая над сочинением по лирике, помните, что, раскрывая тему, вы должны строить свои рассуждения на материале не менее трёх стихотворений.

Начните ответ на вопрос с момента, важного для понимания лирики М. Ю. Лермонтова: проблемы, над которыми задумывается лирический герой М. Ю. Лермонтова, порождены драматичным противоречием между идеалом и действительностью. Поэт и его герой требовательны к миру, людям, к самим себе, и следствием такой жизненной и мировоззренческой позиции становится глубокое разочарование.

В стихотворении «Дума» лирический герой М. Ю. Лермонтова размышляет о судьбах своего поколения. Он упрекает ровесников в безыдейном существовании и говорит об их беспросветном будущем. Современники лирического героя предстают опустошёнными и малодушными. Их рабская покорность является результатом бездействия, жизни без цели, без борьбы и жертв. Автор, характеризуя молодое поколение, подчёркивает противоречие:

И царствует в душе какой-то холод тайный,
Когда огонь кипит в крови.

Лирический герой размышляет над тем, что останется после этого духовно нищего поколения, и с разочарованием констатирует пустоту.

Ещё один важный вопрос становится предметом раздумий Лермонтова и его лирического героя. В стихотворении «Поэт» автор размышляет над предназначением поэта. Произведение начинается с аллегоричного иносказания: речь идёт о боевом кинжале. Когда-то он был снят отважным казаком с убитого господина, а затем стал предметом купли-продажи и превратился в красивую игрушку. Кинжал перестаёт быть грозным, потому что стал безвреден и потому бесславен.

Во второй части стихотворения лирический герой рассуждает о поэте, судьба которого подобна судьбе кинжала. В прошлом голос поэта звучал, «как колокол на башне вечевой во дни торжеств и бед народных». Но теперь поэзия не выполняет своего предназначения. В финальной строфе герой, а вместе с ним и сам Лермонтов обращается с вопросом к современным поэтам:

Проснёшься ль ты опять, осмеянный пророк,
Иль никогда, на голос мщенья
Из золотых ножон не вырвешь свой клинок,
Покрытый ржавчиной презренья.

Важная для всей лирики проблема одиночества звучит в стихотворении «Выхожу один я на дорогу…». Поэт прямо говорит о тоске лирического героя в прошлом, настоящем и будущем. Прокомментируйте, как по принципу контраста пейзаж усиливает чувство тоски, одиночества и безысходности.

Герой чувствует глубокое неудовлетворение: ни прошлое, ни будущее не радуют его. Ему «больно» и «трудно», и он стремится вырваться из мира одиночества и приобщиться к миру природы. Размышления о причинах тоски и одиночества приводят к выводу о том, что преодоление духовной и душевной разъединённости с миром возможно в высшей свободе, которая не противоречит законам природы, не требует бунта, протеста, а подразумевает полноту жизни, гармонию с природой.

В заключительной части сочинения подведите итоги и резюмируйте всё сказанное. Помните: вывод обязательно должен быть связан с центральным вопросом-темой.

Какова роль образа Сони Мармеладовой в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»?

Начните сочинения с мысли о том, что в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» два главных героя романа — Раскольников и Соня — образуют два полюса. Полюс Раскольникова представляет «наполеоновскую идею», бесчеловечную и антигуманную; Сонин полюс — это «Христова идея», идея прощения. Они между собой находятся в отношении двойничества-антогонизма: оба жертвы социального зла и одновременно преступники (убийца и блудница). Именно поэтому Раскольников тянется к Соне, она для него символизирует иное нравственное явление.

Тезисно изложив суть роли образа Сони Мармеладовой в романе, аргументируйте свой ответ. Последовательно раскройте основные черты характера этой героини.

С образом Сони Мармеладовой связан один из важнейших евангельских мотивов в романе — мотив жертвы: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» (Ин.15,13). Подобно Спасителю, претерпевшему голгофские муки ради людей, Соня добровольно идёт на ежедневную мучительную казнь ради чахоточной мачехи и её голодных детей. Неслучайно Раскольников, прочитав письмо матери, размышляет о судьбе сестры Дуни, собирающейся пожертвовать собой ради него, и вспоминает не только «Сонечкин жребий», «вечную Сонечку», но и жертву Спасителя: «Нет, Дунечка, всё вижу и знаю… о чём ты всю ночь продумала, ходя по комнате, и о чём молилась перед Казанской Божией Матерью… На Голгофу-то тяжело всходить» (7, 38).

Как отмечает один из исследователей романа В. Я. Кирпотин, эпитет «вечная» имеет у Ф. М. Достоевского важное значение. Он обозначает вечную верность, вечную преданность, вечную подчинённость в любви или дружбе или в другом каком-либо чувстве избранному другому лицу. Но в «Преступлении и наказании» слово «вечная» приобретает ещё и универсальное историко-философское значение. Он обозначает порядок, который лежит в основе ненавистного Раскольникову мира: вечная несправедливость, жестокость, вечные цинизм и равнодушие.

Образ Сони воплощает смирение, самоотверженность во имя любви, безграничную кротость, которая особенно ярко проявляется по отношению к мачехе Катерине Ивановне.

Дублируют идею, выраженную в образе Сони, образы Лизаветы и Дуни. Лизавета воплощает свойственные Соне кротость и любовь к Богу. Дуня же, как и Соня, готова стать добровольной жертвой во имя спасения близкого человека. Через призму яркого, решительного характера сестры Раскольникова высвечивается сила Сони.

В заключительной части сочинения подведите итоги и резюмируйте всё сказанное. Помните: вывод обязательно должен быть связан с центральным вопросом-темой.

Проблема «футлярности» в рассказах А. П. Чехова. (С опорой на анализ произведения)

Начните сочинение с мысли о том, что проблема «футлярности» жизни — одна из сквозных в творчестве А. П. Чехова. Но наиболее ярко она раскрывается в трёх произведениях, написанных в 1898 году: «Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви».

Вы можете построить своё рассуждение на примере одного или двух рассказов либо прокомментировать все три указанных текста.

Проблема «футлярности» решается в первом произведении в сатирической манере. Автор с юмором рисует учителя древних языков Беликова, для которого футляр становится не только предметом, оберегающим вещь, но метафорой жизни. Описание Беликова и его одержимость всё помещать в футляр приобретают почти гротесковый характер. Образ футляра движется от бытовых вещей, предметов домашнего обихода, набирает силу и превращается в «футлярный» образ мыслей. Создаётся образ человека, ведущего «футлярное» существование, отгородившегося наглухо от жизни.

Стремление уложить жизнь в циркуляры и распоряжения приобретает угнетающий характер, а фраза «как бы чего не вышло» становится жизненным кредо героя.

Беликов умирает после нелепого случая, произошедшего с ним. На кладбище все замечают, что «когда он лежал в гробу, выражение у него было кроткое, приятное, даже весёлое, точно он был рад, что наконец его положили в футляр, из которого он уже никогда не выйдет. Да, он достиг своего идеала!» Образ гроба как страшное материальное выражение футляра становится в рассказе символической формой проявления омертвления жизни. Умер Беликов, а «беликовщина» осталась в душах людей: «Вернулись мы с кладбища в добром расположении. Но прошло не больше недели, и жизнь потекла по-прежнему, такая же суровая, утомительная, бестолковая, жизнь, не запрещённая циркулярно, но и не разрешённая вполне; не стала лучше». И рассказчик Буркин приходит к выводу: таких людей в футляре много.

Прокомментируйте, как во втором и третьем рассказах раскрывается проблема «футлярности». В «Крыжовнике» речь идёт о человеческой жизни, втиснутой, как в футляр, в мечту о собственном именье со своим крыжовником, а в рассказе «О любви» — о чувстве, погубленном боязнью перемен, привычными представлениями о грехе и добродетели.

В заключительной части сочинения подведите итоги и резюмируйте всё сказанное. Помните: вывод обязательно должен быть связан с центральным вопросом-темой.

Проблема «отцов и детей» в драматургии ХХ века. (На примере одного-двух произведений)

Проблема «отцов и детей» по-особому раскрывается в пьесе А. В. Вампилова «Старший сын». В контексте этой проблемы решается конфликт между двумя нравственными системами: цинизмом, равнодушием и душевной щедростью, любовью.

Завязка сюжета необычна. Двух юношей — студента мединститута Володю Бусыгина и агента торговли по прозвищу Сильва (Семёна Севастьянова) — случай свёл с семьёй Сарафановых. Молодые люди опаздывают на электричку. Чтобы найти ночлег, они решают позвонить в незнакомую квартиру и, как предлагает Сильва, придумывают историю, что Бусыгин — старший сын Андрея Григорьевича Сарафанова, что он якобы родился у женщины, с которой судьба случайно свела Сарафанова в конце войны. Чтобы как-то скоротать ночь, Бусыгин не опровергает этот вымысел.

Казалось бы, именно эта авантюрная ситуация должна стать основой конфликта и главной проблемой. Но незадачливые герои становятся свидетелями сложных отношений отца с детьми. Искренность, доброта старшего Сарафанова сталкиваются с эгоизмом сына Васеньки и практичностью дочери Нины. В монологах и поступках главы семейства проявляется мягкий характер. Он всё принимает близко к сердцу: стыдится перед детьми своего положения, скрывает, что ушёл из театра, признаёт «старшего сына», старается успокоить Васеньку, понять Нину. Сарафанов дорожит своими детьми и любит их. Дети же по отношению к отцу черствы (аргументируйте эту мысль примерами из текста).

Обратите внимание на то, что проблематика и главная идея пьесы заявлены в самом названии драматического произведения. Автор не случайно заменил первоначальное название «Предместье» на «Старший сын». Главная мысль в решении проблемы отцов и детей: быть родными по духу — это больше, чем по рождению.

Заглавие пьесы «Старший сын» отражает суть истории: главный герой — Володя Бусыгин — оправдал случайно взятую на себя роль. Он помог Нине и Васеньке понять, как много значит для них отец, воспитавший обоих детей без матери, бросившей семью.

Одинокий Андрей Григорьевич привязывается к «старшему сыну». Бусыгин же, выросший без отца, тоже тянется к доброму, славному, не очень счастливому Сарафанову. Финал пьесы благополучен. Володя честно признаётся, что он не сын Сарафанова. Нина не выходит замуж за нелюбимого. Васеньку удаётся уговорить не бежать из дома. «Старший сын» становится частью этой семьи, частью доброго, искреннего мира.

В заключительной части сочинения подведите итоги и резюмируйте всё сказанное. Помните: вывод обязательно должен быть связан с центральным вопросом-темой.