Перейти к содержанию

Докажите, что роман в стихах А. С. Пушкина «Евгений Онегин» строится по принципу зеркальной композиции

Выберите только ОДНУ из четырех предложенных тем сочинений
Напишите сочинение объёмом не меньше 200 слов (при объёме меньше 150 слов за сочинение выставляется 0 баллов).
Раскройте тему сочинения полно и многосторонне.
Аргументируйте свои суждения, опираясь на анализ текста(-ов) произведения(-ий). В сочинении по лирике нужно проанализировать не меньше трёх стихотворений.
Не искажайте авторской позиции, не допускайте фактических ошибок.
Используйте теоретико-литературные понятия для анализа произведения(-ий).
Продумайте композицию сочинения, избегайте логических ошибок.
Соблюдайте нормы литературной письменной речи, пишите сочинение аккуратно и разборчиво.

Докажите, что роман в стихах А. С. Пушкина «Евгений Онегин» строится по принципу зеркальной композиции.

Почему Н. А. Некрасов сказал о своей поэме «Кому на Руси жить хорошо»: «Ей не суждено закончиться»?

Какие библейские и мифологические ассоциации вызывает рассказ И. А. Бунина «Господин из Сан-Франциско»?

Человек в трагических испытаниях истории. (На примере одного-двух произведений русской литературы)


Докажите, что роман в стихах А. С. Пушкина «Евгений Онегин» строится по принципу зеркальной композиции.

Начните своё рассуждение с замысла романа и краткой его характеристики.

Затем укажите, что композиционный параллелизм выступает в романе как принцип расположения материала на всех уровнях: сюжетном, системы образов, стилистическом. Отметьте, что композиция, основанная на принципе повествовательной симметрии, называется зеркальной.

Докажите это, указав на две параллельные фабульные линии: Онегин — Татьяна; Ленский — Ольга. Эти линии симметричны в том смысле, что любовь в обоих случаях драматична.

Далее отметьте, что симметрия выражается в повторении одной сюжетной ситуации в третьей и восьмой главе: встреча — письмо — объяснение. Однако герои в восьмой главе меняются местами. Параллельны также ситуации: написание письма — ожидание ответа — отказ. Петербург здесь играет обрамляющую роль, появляясь в первой и восьмой главах. Осью симметрии этих сюжетных ситуаций является сон Татьяны.

В плане стилистическом можно указать на такие сходные места текста, как два письма, построенных по одинаковому композиционному плану и совпадающих в отдельных частях по синтаксическим конструкциям. Сопоставьте первые четверостишия двух писем. Приведите примеры. Похожи и концовки писем: каждый из героев вверяет свою судьбу другому, рассчитывая на его благородство, схожи также описания душевного состояния героев после того, как письмо написано и отправлено. Обе от- поведи построены по принципу параллелизма.

Подводя итоги, подчеркните правоту литературоведа М. Ю. Лотмана, который утверждал, что роман А. С. Пушкина «Евгений Онегин» строится по принципу зеркальной симметрии. Этот композиционный приём не просто делает интересной структуру произведения, но позволяет через такую сложную форму выразить закономерности в судьбе и характерах героев.

Почему Н. А. Некрасов сказал о своей поэме «Кому на Руси жить хорошо»: «Ей не суждено закончиться»?

Начиная сочинение, вспомните, что Н. А. Некрасов работал над поэмой «Кому на Руси жить хорошо» с 1863 по 1877 г. Она так и не была завершена из-за смерти автора. Однако существует мнение, что Н. А. Некрасов не дописал поэму, так как разочаровался в первоначальном замысле и понял, что финал её должен остаться открытым.

Рассмотрите идею-замысел поэмы. Она заключается в том, что, странствуя по городам и весям России, «временнообязанные мужики» пытаются разобраться, кому же на Руси жить хорошо. Раскройте, с кем и как общаются мужики и к каким выводам они приходят.

Поэма — квинтэссенция творчества Н. А. Некрасова. Автор поднимает ряд вопросов в своей поэме: проблема счастья, проблема пьянства и моральной деградации, греха, взаимоотношений старого и нового уклада жизни, свободы и несвободы, бунта и терпения, проблема русской женщины. Основополагающая проблема поэмы — проблема счастья. Герои пытаются разобраться, кто же счастлив: поп, помещик или другие наделённые властью персонажи… В чём мужицкое счастье?

Обратите внимание на то, что для некоторых персонажей не существует личного счастья отдельно от счастья народного, как и для самого поэта. Таков Гриша Добросклонов, в чьём сердце слилась любовь к матери с любовью к Родине. Именно из такого понимания счастья вырастает главная идея произведения: по-настоящему счастлив лишь тот, кто служит благу других.

В завершении подчеркните, что сюжет правдоискательства не может быть закончен, поскольку поиски смысла вечны.

Какие библейские и мифологические ассоциации вызывает рассказ И. А. Бунина «Господин из Сан-Франциско»?

Текст И. А. Бунина наполнен аллюзиями и реминисценциями. Рассмотрите ключевые из них, подробно останавливаясь на источниках и контекстах.

Формируя развёрнутое высказывание на предложенную тему, рассмотрите роль эпиграфа из «Откровения Иоанна Богослова»: «Горе тебе, Вавилон, город крепкий!». Обратите внимание на то, что в нём уже заключён смысл всего рассказа. От эпиграфа тянется скрытая нить к кульминационному моменту смерти главного героя, с которой можно провести параллель, ведь так же внезапно, в разгар пиршества, вспыхнули на стене в роскошных палатах вавилонского царя Валтасара роковые письмена, предрекшие его скорую, внезапную гибель. Кроме того, в связи с эпиграфом возникает аллюзия на падение знаменитой Вавилонской башни.

Далее обратитесь к названию самого корабля — «Атлантида». Оно отсылает нас к судьбе мифического острова, который был уничтожен Посейдоном за грехи человеческие. Миф об Атлантиде обрёл значение архетипа. Так, название парохода «Атлантида» сфокусировало напоминание о месте гибели мифического острова-государства, о котором упоминает Платон.

«Атлантида» в финале рассказа выходит из Гибралтарского пролива навстречу своей гибели, провожаемая устремлённым на неё взглядом Дьявола. В этом прослеживается, как отмечает литературовед А. В. Злочевская, «логика фатальной внезапности крушения того, что казалось могущественным и неколебимым».

Укажите функции многочисленных метафор, связанных с библейским текстом, которые использует автор. Остановитесь на топке парохода, вызывающей ассоциации с адом, апокалиптическими мотивами и т. п.

Возьмите на заметку рассуждения литературоведа А. В. Злочевской (помните, что необходимо ссылаться на источник цитирования и нельзя использовать чужой текст как свой): «Образы истории и культуры Древнего мира, из Античности и ветхозаветные (Везувий, Тиберий, Атлантида, Вавилон), проступают на художественной ткани рассказа вполне отчётливо, и они предрекают гибель старой цивилизации. (…) А вот комплекс христианских аллюзий гораздо менее явный: он словно из глубин подтекста подсвечивает повествование. Но именно христианские образы и мотивы играют ведущую роль в решении нравственно-философской проблематики. И оба культурно-религиозных образных комплекса аллюзий соединятся в мистическом финальном аккорде рассказа: Дьявол откроет свой лик, устремив огненный взгляд на огромный корабль — олицетворение погрязшего во грехе, мёртвого мира старой цивилизации (…). Старый мир, вооружившись могущественными средствами современного научно-технического прогресса, отчаянно сопротивляется (как и господин из Сан-Франциско всеми животными силами натуры сопротивлялся своей смерти), но в противостоянии Дьяволу он, конечно, обречён». Переосмыслите высказывание литературоведа. Составьте собственное суждение.

В заключении покажите, как обращение к мифологическим и библейским мотивам позволяет автору раскрыть идею своего произведения.

Человек в трагических испытаниях истории. (На примере одного-двух произведений русской литературы)

Приступая к написанию сочинения на заданную тему, вспомните, что в основе любого литературного произведения лежит конфликт. Конфликт человека и эпохи выступает, как правило, на первый план тогда, когда произведение создаётся в трудные исторические периоды либо эти периоды волнуют воображение писателя. Нет ни одного века в истории России, когда человек не сталкивался бы с тяжёлыми испытаниями, выпадающими на его долю. Однако ХХ век по многим причинам становится временем трагических испытаний для русского человека: это и революции, и Первая мировая война, и Гражданская война, и голод, и репрессии, и страшные страницы истории Великой Отечественной войны…

Именно поэтому литература ХХ века изобилует примерами человеческой трагедии перед лицом истории. Человек оказывается в пограничной ситуации, вынужден делать выбор, но именно в ней он и способен показать свое истинное лицо. Этот феномен будет пристально изучаться различными философскими течениями, одно из которых, экзистенциализм, ляжет в основу европейского модернизма.

В основу вашего размышления о человеке в трагический период истории могут быть положены тексты не только литературы ХХ века, такие как «Тихий Дон» М. А. Шолохова, «Белая гвардия» М. А. Булгакова, «Разгром» А. А. Фадеева, «Мы» Е. И. Замятина, «Доктор Живаго» Б. Л. Пастернака или другие, но и тексты, написанные ранее: достаточно вспомнить хотя бы «Капитанскую дочку» А. С. Пушкина или «Войну и мир» Л. Н. Толстого, но только из наследия русской литературы.

Перейдя от общих размышлений к выбранному тексту, начните с его характеристики: прежде всего важно разъяснить суть конфликта и идейное содержание. Далее обозначьте место и роль в тексте выбранного героя. Как правило, этот герой главный в произведении. Укажите центральное историческое событие. Ваше рассуждение стройте с опорой на текст.

В центре внимания должны быть человек и событие, которое определяет его судьбу. Поэтому, кроме того, что вы будете характеризовать героя, необходимо описать и событие. Прибегайте к фоновым знаниям. Старайтесь избегать оценочных суждений, особенно характеризуя исторические события. Не забывайте переходить от общих размышлений к частным. Анализируйте эпизоды, в которых герой проявляет себя. Избегайте пересказа. В процессе размышлений задавайтесь вопросами: почему герой делает тот или иной выбор? Всегда ли у него есть выбор? Как события истории меняют человека?

В заключении сделайте вывод о том, как трагические события истории отразились на жизни конкретного героя. Выйдите на уровень обобщения. Закончить сочинение можно риторическим вопросом или восклицанием.