Перейти к содержанию

Для чего А. С. Пушкин использует эпистолярный жанр в романе «Капитанская дочка»

Выберите только ОДНУ из четырех предложенных тем сочинений
Напишите сочинение объёмом не меньше 200 слов (при объёме меньше 150 слов за сочинение выставляется 0 баллов).
Раскройте тему сочинения полно и многосторонне.
Аргументируйте свои суждения, опираясь на анализ текста(-ов) произведения(-ий). В сочинении по лирике нужно проанализировать не меньше трёх стихотворений.
Не искажайте авторской позиции, не допускайте фактических ошибок.
Используйте теоретико-литературные понятия для анализа произведения(-ий).
Продумайте композицию сочинения, избегайте логических ошибок.
Соблюдайте нормы литературной письменной речи, пишите сочинение аккуратно и разборчиво.

Для чего А. С. Пушкин использует эпистолярный жанр в романе «Капитанская дочка»?

Какие типы героя-идеолога появляются в литературе второй половины XIX века?

В чём своеобразие авторской концепции народного характера в творчестве В. П. Астафьева?

Своеобразие фронтовой поэзии. (На примере стихотворений одного из поэтов русской литературы)


Для чего А. С. Пушкин использует эпистолярный жанр в романе «Капитанская дочка»?

Начните своё рассуждение с мысли о том, что в XIX веке письмо использовалось как одно из основных средств коммуникации, потому этот жанр активно использовался и в литературе. Можно отметить, что в Европе появляются даже эпистолярные романы (Ж.-Ж. Руссо, Б. Стокер). Традиции использования письма как художественного средства в русской литературе развивает в своём творчестве А. С. Пушкин.

Говоря о романе «Капитанская дочка», отметьте, что весь текст — это, как замечал автор, «записки Гринёва», но укажите, что и письмам как жанру А. С. Пушкин отводит отдельную роль. Прежде чем переходить к осмыслению данного структурного элемента текста, обратитесь к роману с точки зрения задач, которые ставит перед собой автор: показать эпоху и человека в тесной взаимосвязи. Использование автором писем в тексте подчинено его авторскому замыслу. Письма носят как личный характер, так и общезначимый. Среди них можно выделить те, что относятся к исторической составляющей романа, и те, что к частной жизни героев. Далее можно построить текст, следуя сюжету, определяя композиционную роль эпистолярного жанра в романе. Так, завязкой произведения можно считать письмо отца Гринёва, которое определит дальнейшую судьбу Петруши. В экспозиции характера главного героя определяющую роль сыграет письмо Зурина с призывом перейти к решительным действиям. В развитии сюжета обратитесь к письмам отца Гринёва к Петру и Савельичу, предопределяющим любовный конфликт, и письму о Пугачёве генерала капитану Миронову, намечающему главное идейное противостояние. Письмо Маши к Гринёву — кульминация — определит следующую сюжетную коллизию, связанную с активными действиями Петра, приведшими его к аресту. О наказании героя опять же станет известно из секретного донесения Зурину, а также из письма князя Б. отцу Гринёва. В развязке повествования письму вновь отводится решающая роль: Маша отдаёт царице послание, которое и разрешает судьбу героев. Приведите примеры. Сделайте вывод о том, что в пушкинском тексте композиционно письмо отменяет предполагаемый ход событий, изменяя русло развития сюжета.

Необходимо отметить также, что эпистолярный жанр помогает автору и в раскрытии характеров героев. При анализе можно обратиться к письмам отца Гринёва, которые «разоблачают» их автора, проливают свет на конфликт «отцов и детей». Кроме того, прокомментируйте послание Маши Мироновой, в котором предстаёт целая галерея характеров: и Гринёв, и Швабрин, и Пугачёв, и сама Мария. Приведите примеры. Обратите внимание и на то, что речь героев в письмах индивидуализирована. Сделайте вывод о том, что использование эпистолярного жанра помогает автору раскрыть внутренний мир героев.

Какие типы героя-идеолога появляются в литературе второй половины XIX века?

Формулируя развёрнутый ответ на данный вопрос, покажите, что образ героя-идеолога начинает формироваться в русской литературе в XVIII веке. Совершив краткий экскурс в историю русской литературы, убедитесь, что первым эскизом этого образа можно считать путешественника А. Н. Радищева («Путешествие из Петербурга в Москву»). В первой половине XIX столетия образ героя-идеолога получает всестороннее развитие в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума». К идеологам можно отнести и лермонтовского Печорина, который в заключительной новелле романа «Герой нашего времени» излагает свою фаталистическую теорию. Героем этого типа считается и Бельтов из романа А. И. Герцена «Кто виноват?».

Далее покажите, что во второй половине XIX века герой-идеолог становится главной фигурой русской литературы. Подтверждение этому — знаменитые романы 60‑х годов: «Что делать?» Н. Г. Чернышевского, «Отцы и дети» И. С. Тургенева и «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевского.

Отметьте заслуги И. С. Тургенева в создании этого литературного типа. Покажите, что его подход к личности и характеристике внутреннего мира Базарова находится в непосредственной связи с собственной авторской оценкой философских, общественно-политических и эстетических воззрений героя. Отметьте полноту слияния психологического, историкотипологического и идеологического аспектов в характеристике личности Базарова. Укажите, что это имя стало нарицательным обозначением определённого этапа развития общественной мысли.

Кратко охарактеризуйте модификацию героя-идеолога, предложенную Ф. М. Достоевским. Подчеркните, что самосознание Раскольникова становится художественной доминантой в построении образа, предполагая радикально новую авторскую позицию по отношению к персонажу.

Отметьте, что определяющей чертой героя Ф. М. Достоевского становится жизнь во власти идеи. Идея неотделима от её носителя, поэтому Раскольников всё окружающее подчиняет себе, окрашивает своими представлениями, превращает в факт собственного сознания.

Установите определённое сходство в структуре и смысловой наполненности этих образов. Покажите, что в художественных мирах своих произведений Базаров и Раскольников даны как люди необыкновенные, однако Базаров — фигура гораздо более масштабная, чем построивший по готовым образцам свою идею Раскольников. Достоинство Базаровамыслителя и несомненное преимущество его над Раскольниковым состоит в непредвзятости подхода к явлениям действительности, в отсутствии теоретического догматизма, в свободе и полноте взаимодействия героя с миром. Раскольников не является трагическим героем, а Базаров, оказавшись лицом к лицу со смертью, проявляет неподвластную болезни силу ума, волю, достоинство и величие духа. Его поведение действительно подвиг.

В заключении сделайте вывод о том, что созданные в литературе герои-идеологи — яркие личности, наделённые сложной судьбой, отражающей исторический и этический смысл их идеологии.

В чём своеобразие авторской концепции народного характера в творчестве В. П. Астафьева?

Создавая сочинение на данную тему, отметьте, что своеобразие концепции народного характера в творчестве В. П. Астафьева обусловлено представлениями автора о неразрывной связи социального и нравственного в человеке. Поэтому в произведениях этого писателя лирико-философская линия всегда сосуществует с публицистической, в результате чего возникает особая атмосфера напряжённых раздумий, метаний, мучительных поисков.

Покажите, что в основе представлений В. П. Астафьева о том, каким должен быть человек, лежит осознание необходимости товарищества, солидарности, духовного единства всех людей. Тоска по такому единению звучит практически во всех его произведениях («Пастух и пастушка», «Царь-рыба», «Последний поклон»), определяя характер ценностных ориентаций, в которые включены персонажи В. П. Астафьева. Наиболее естественными писатель считает те жизненные формы, которые развивают в людях данные черты характера.

Отметьте, что в Борисе Костяеве («Пастух и пастушка») сконцентрированы возвышенные, наивные представления об идеальном человеке и его мирном предназначении на земле. Ассоциативные параллели героя В. П. Астафьева сближают его с пасторальными пастухами, кавалером де Грие, Дон-Кихотом и персонажами древнерусских житий. Черты этих идеальных типов проявляются в облике пехотного лейтенанта, не разрушая социальной и национальной определённости народного характера.

Обратите внимание на то, что в характерах положительных героев произведения «Царь-рыба» Акима, Коли, матери Акима, Павла Егоровича и других воплощается в разных моделях идея «добра без кулаков», которая парадоксально уживается с проповедью добра активного, способного себя защитить. Определяющей чертой народного характера становится умение «быть душевно преданным каждому человеку». Писатель подробно исследует почву, на которой произрастают такие характеры. Боганидинский артельный мир становится воплощением естественно-природной стихийной жизни человека.

Установите, что в книге «Последний поклон» появляется герой, во многих случаях оторвавшийся от земледельческого труда и строгого размеренного уклада, но при этом сохранивший в себе стержневые позитивные народные ценности. Такому герою свойственно сочетание внешней грубоватости, даже ожесточённости с внутренней добротой, потребностью в братстве и любви. В подобных характерах автор подчёркивает не беззащитность, а умение постоять за себя, не потеряться в любых затруднительных ситуациях.

Сделайте вывод о том, что концепция народного характера воплощается в творчестве В. П. Астафьева средствами социально-философского и социально-психологического анализа.

Своеобразие фронтовой поэзии. (На примере стихотворений одного из поэтов русской литературы)

Создавая сочинение на предложенную тему, вспомните, что задача литературы военного времени — формирование массового «оборонного сознания» и расширение читательской аудитории до масштабов всего воюющего народа. Покажите, что фронтовая поэзия способна увлекать читателя силой публицистических обобщений, отображать личностно выраженные и одновременно всеобщие мысли и чувства.

Выберите в качестве примера фронтовую поэзию Константина Симонова (рассмотрите стихотворения «Ты помнишь, Алёша…», «Майор привёз мальчишку на лафете…», «Жди меня» и другие на ваш выбор).

Отметьте, что герой фронтовой поэзии — человек, осознающий свои исторические корни, носитель идеалов национального сознания, духовных ценностей и традиций. Он настоящий патриот, бескомпромиссный в вопросах чести и долга, переживающий сильные душевные потрясения, мужающий под воздействием жизненных испытаний. Его поведение, жизнь и смерть освящаются идеей героической жертвенности и осмысливаются как пример для подражания.

Отметьте, что поэт стремится не просто создать образ человека из народа, подчеркнуть его бесстрашие, но и показать обыденность, естественность подвига на войне, совершаемого по велению сердца. Убедитесь в том, что в произведениях этого периода утверждалась мысль: героями не рождаются, а становятся в ходе суровых испытаний.

Охарактеризуйте отличительные особенности художественной структуры военных произведений. Покажите, что наряду с традиционными жанрами автор использует востребованные временем специфические формы.

В заключении сделайте вывод о том, что фронтовая поэзия К. М. Симонова, находясь в русле литературного процесса периода Великой Отечественной войны, отразила важнейшие особенности русского национального самосознания. Военная лирика показала героя времени во всей его сложности как средоточие гуманистических качеств, воплотившихся в героические дела, совершаемые во благо любимой родины, ради мира на земле.