Для выполнения задания используйте отдельный лист. Сначала сформулируйте прямой связный ответ (5–10 предложений). Аргументируйте свои суждения, опираясь на анализ текста произведения, не искажайте авторской позиции, не допускайте фактических и логических ошибок. Выполняя задание, подберите для сопоставления два произведения разных авторов (в одном из примеров допустимо обращение к произведению того автора, которому принадлежит исходный текст); укажите названия произведений и фамилии авторов и сопоставьте произведения с предложенным текстом в заданном направлении анализа. Соблюдайте нормы литературной письменной речи, записывайте ответы аккуратно и разборчиво.
В произведениях каких русских поэтов звучит тема драматических отношений между мужчиной и женщиной и в чём эти произведения можно сопоставить со стихотворением В. Н. Соколова «Она души не приняла»?
Начните своё сочинение с мысли о том, что многие русские поэты обращались в своих произведениях к теме драматических отношений между мужчиной и женщиной. В качестве примеров вы можете рассмотреть стихотворения А. С. Пушкина «Я вас любил: любовь ещё быть может…», Ф. И. Тютчева «О, как убийственно мы любим!», С. А. Есенина «Письмо женщине», В. В. Маяковского «Лиличка!» и др.
Далее сравните ситуации, обусловившие драматичность отношений, сравните переживания лирических героев и т. п. Выявите общие мотивы, образы и т. п. Обязательно подкрепляйте свои рассуждения и комментарии цитатами из названных вами произведений.
В стихотворении А. С. Пушкина «Я вас любил: любовь ещё, быть может…» так же, как и в произведении В. Н. Соколова «Она души не приняла», лирический герой пытается осмыслить финал романтических отношений. И в том и в другом случае повествование тяготеет к исповеди. Оба героя говорят об искренности и глубине своих чувств (приведите цитаты) и о том, что связь с возлюбленной не утрачена. В пушкинском стихотворении звучит мысль о том, что любовь «угасла не совсем». Соколов эту мысль выражает через осознание образа возлюбленной: лирический герой ловит себя на мысли, что о возлюбленной он говорит «была», но она есть, она не покидает его мир. Общим между этими двумя стихотворениями становится финал: оба лирических героя в итоге своих размышлений благословляют своих возлюбленных и этим ещё раз доказывают свою любовь.
Рассмотрите по аналогии ещё одно произведение. Помните, что при сопоставлении вы можете указывать не только сходства, но и различия.
В заключении подведите итоги сопоставления. Обратите внимание на то, что приведённый литературный контекст позволяет увидеть сквозные в литературе проблемы, мотивы, ситуации, образы и т. п., а также общее и/или индивидуальное в их художественном осмыслении.