Перейти к содержанию

Назовите произведения отечественной поэзии (с указанием авторов), в которых поэты обращаются к теме памятника

Для выполнения задания используйте отдельный лист. Сначала сформулируйте прямой связный ответ (5–10 предложений). Аргументируйте свои суждения, опираясь на анализ текста произведения, не искажайте авторской позиции, не допускайте фактических и логических ошибок. Выполняя задание, подберите для сопоставления два произведения разных авторов (в одном из примеров допустимо обращение к произведению того автора, которому принадлежит исходный текст); укажите названия произведений и фамилии авторов и сопоставьте произведения с предложенным текстом в заданном направлении анализа. Соблюдайте нормы литературной письменной речи, записывайте ответы аккуратно и разборчиво.

Назовите произведения отечественной поэзии (с указанием авторов), в которых поэты обращаются к теме памятника. В чём их новаторство в раскрытии этой темы?


Начать развёрнутый ответ можно с упоминания о том, что тема предназначения поэта в русской литературе имеет длительную традицию. Можно вспомнить не только стихотворение Г. Р. Державина «Памятник», но и произведения А. С. Пушкина «Пророк», М. Ю. Лермонтова «Пророк», А. А. Ахматовой «Муза». Обязательным будет упоминание о поэте как мастере, о роли слова, о вечности и тесной связи с культурой.

Выбирая стихотворения для сравнения, вы можете обратиться к одному из тех, что представлены выше, а можете выбрать его самостоятельно. В любом случае структура ответа будет включать анализ сопоставляемого текста с цитатами. Для примера обратимся к стихотворению Н. А. Некрасова. Роль творца прекрасно раскрыта в его «Элегии». Вспомните строки:

Я лиру посвятил народу своему,
Быть может, я умру, неведомый ему,
Но я ему служил — и сердцем я спокоен…

Именно в них автор выражает своё видение роли и назначения поэта. Прокомментируйте, как вы понимаете эти слова автора. Сравните стихотворения Н. А. Некрасова и Г. Р. Державина, сделайте акцент на различии представлений поэтов о роли творца.

В качестве второго примера рассмотрите стихотворение «Муза» (1924) А. А. Ахматовой. Объясните позицию автора. Сходство двух произведений видится в обращении к образам культуры, которые делают поэта частью вечности. Творец Ахматовой — проводник, подобный державинскому и пушкинскому пророку, муза диктует ему стихи.

В заключении сделайте вывод о своеобразии раскрытия темы в стихотворениях выбранных авторов.