Для выполнения задания используйте отдельный лист. Сначала сформулируйте прямой связный ответ (5–10 предложений). Аргументируйте свои суждения, опираясь на анализ текста произведения, не искажайте авторской позиции, не допускайте фактических и логических ошибок. Выполняя задание, подберите для сопоставления два произведения разных авторов (в одном из примеров допустимо обращение к произведению того автора, которому принадлежит исходный текст); укажите названия произведений и фамилии авторов и сопоставьте произведения с предложенным текстом в заданном направлении анализа. Соблюдайте нормы литературной письменной речи, записывайте ответы аккуратно и разборчиво.
В каких произведениях отечественной литературы даётся сатирическое изображение помещиков и в чём этих героев можно сопоставить с помещиками из «Мёртвых душ»?
Отвечая на вопрос, обратитесь к двум произведениям: «Недоросль» Д. И. Фонвизина и «Кому на Руси жить хорошо» Н. А. Некрасова.
В своём произведении Д. И. Фонвизин прибегает к сатире, создавая образы героев‑помещиков. Одним из приёмов, который он использует, являются «говорящие фамилии». Уже из фамилий героев следуют их основные характеристики: Простакова, урождённая Скотинина, сам Скотинин. Прокомментируйте эти образы. Сделайте вывод о том, что помещики предстают в пьесе недалёкими, невежественными, глупыми, самодурами, совершенно лишёнными всяких положительных качеств. Подобное изображение представителей данного сословия мы встречаем и в поэме «Мёртвые души», где автор использует приём «говорящих фамилий». Основное же отличие заключается в том, что Н. В. Гоголю удаётся изобразить галерею помещиков, в каждом из персонажей обличая один порок или несколько, а Д. И. Фонвизин в нескольких образах концентрирует все недостатки, которые видит.
В поэме Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» мы также встречаем образы провинциальных помещиков. Их черты — бездуховность, самодурство, отсутствие интереса к жизни. Поэт критически оценивает этих персонажей, изображая их сатирически. Авторская позиция также выражена и в фамилиях: например, Оболт-Оболдуев. И здесь снова используются художественные приёмы в изображении помещиков, схожие с рассматриваемыми ранее текстами, но у Н. А. Некрасова образ помещика собирателен, а не конкретен, как у Н. В. Гоголя.
В заключении сделайте вывод о том, что средства создания образов помещиков в трёх произведениях схожи, как и их характеристики.