Для выполнения задания используйте отдельный лист. Сначала сформулируйте прямой связный ответ (5–10 предложений). Аргументируйте свои суждения, опираясь на анализ текста произведения, не искажайте авторской позиции, не допускайте фактических и логических ошибок. Выполняя задание, подберите для сопоставления два произведения разных авторов (в одном из примеров допустимо обращение к произведению того автора, которому принадлежит исходный текст); укажите названия произведений и фамилии авторов и сопоставьте произведения с предложенным текстом в заданном направлении анализа. Соблюдайте нормы литературной письменной речи, записывайте ответы аккуратно и разборчиво.
В каких произведениях отечественной литературы авторы обращаются к лагерной теме и в чём особенности её раскрытия в приведённых вами произведениях и «Одном дне Ивана Денисовича»?
Начните с того, что одной из самых страшных страниц в истории нашего народа является тема сталинских лагерей. Лагерь — это противозаконность, противоестественность системы, которую создало советское партийное руководство.
Долгое время эта тема была закрыта, не было принято говорить о лагерях. Авторами, которые посвятили своё творчество раскрытию лагерной темы, стали А. И. Солженицын и В. Т. Шаламов. В современной литературе к ней обратился Захар Прилепин в романе «Обитель».
Сопоставим произведения А. И. Солженицына с творческим наследием главного его антагониста — Варлаама Шаламова.
Цикл рассказов В. Шаламова «Колымские рассказы» посвящён лагерной теме. Писатель считает, что лагерь отравляет жизнь всем: и заключённым, и их начальникам, и охранникам, и невольным свидетелям этих ужасов. Монотонным повествованием, лишённым эмоциональности, автор подчёркивает обыденность унижений, издевательств над людьми в лагерях. По мнению писателя, люди перестают быть людьми, а значит, их чувства атрофируются.
Рассмотрите любой рассказ по выбору. Представьте его тематические и композиционные особенности. Не пересказывайте текст.
Подводя итоги, сделайте вывод о том, что лагерь, по мнению В. Т. Шаламова, — это хорошо организованная преступная система, в которой нет места понятиям добра и зла, состраданию и взаимопомощи. В лагере человек теряет лицо. Все озабочены собственным выживанием, и никому нет дела до бед другого. Человек человеку волк. В тоталитарном государстве, микромоделью которого становится лагерь, правят обман, доносительство, жажда наживы.
В осмыслении нашего современника лагерная тема представлена скорее ближе к шаламовской традиции, нежели к солженицынской. В своём романе «Обитель» Захар Прилепин показывает, как лагерная жизнь деформирует личность человека. Личность главного героя романа — Артёма Горяинова — трансформируется в лагерной среде. Герой буквально теряет себя. Эта метаморфоза становится ключевым событием романа. В разрушении личности Горяинова обнаруживается сходство с утратой человеческого обличия шаламовских персонажей.
Позиции авторов кардинально отличаются тем, что А. И. Солженицын верит в человека, в его духовные и душевные силы, способные перебороть всё, даже лагерные муки, В. Шаламов и З. Прилепин убеждены, что лагерная жизнь разрушает человеческую личность.